Елена Михайловна Пономарева
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по математическим заданиям»
▼ Скачать + Заказать документы
Пономарёва Е. М.
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе
Тема: «Путешествие по математическим заданиям»
Тип ОД: обобщающее.
Направление: познавательное развитие (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физи-ческое развитие.
Публикация «Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе „Путешествие по математическим заданиям“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Форма организаций: групповая,индивидуальная.
Форма проведения: путешествие к острову Чудес на поиски сокровищ.
Цель: создание условий для закрепления математических знаний.
Задачи приоритетной образовательной области:
Воспитательные:
-воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчи-вость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность;
Развивающие:
-развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность;
-развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учиты-вать мнение партнера.
Образовательные:
-Упражнять в пределах 20 в прямом и обратном порядке и счёте двойками; умение составлять числовой ряд;
тренировать умение находить числа (закрепление активных слов перед,после,между,соседи);
- сформировать представления об определении времени по часам;
-закреплять знания о геометрических фигурах;
-закреплять умения измерять длину отрезка с помощью линейки;
-закрепить знания о последовательности дней недели, времен года,месяцев;
-закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.
-закреплять умение решать арифметические задачи, пользоваться знаками действий: плюс (+). Минус (-) и знаком отношения равно (=, знаками, ;
Задачи интегрируемых областей:
Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей навыки совместной деятельности и взаи-моконтроля путём работы в группе. Воспитывать наблюдательность, стремление помогать другим в трудной ситуации.
Физическое развитие: Развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную актив-ность.
Предпосылки учебной деятельности:
Формировать навыки учебной деятельности, умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы, одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная. Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал : ТСО (ноутбук, проектор, настенный механический экран, слайды и ани-мации к заданиям, пазл «Карлсон», часы, цифры.
Раздаточный материал : карточки с заданиями, математические наборы, цифровой ряд, листы бумаги для ориентировки в пространстве и карандаши для задании, часы, счётные палочки.
Предварительная работа:
• решение логических задач, решение простых арифметических задач,
• дать знания об измерениях длины отрезов с помощью линейки;
• закрепление знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев; закрепить знания пред-ставления об определении времени по часам;
• работа с карточками, разучивание коммуникативной игры, физминутки и приветствия.
Приемы руководства деятельностью детей:
• Для постановки целей и мотивации деятельности: сюрпризный момент, создание игровой ситуаций.
• Для активации деятельности детей в процессе ООД: сюрпризный момент (телеграмма, собирание пазла, путешествие на самолёте, игровое упражнение «Расставь знаки», «Угадай время», «Реши задачки», «Поручение», «Графический диктант».
• Для организации практической деятельности: организация продуктивной деятельности детей (привет-ствие «Доброе утро!», физминутка «Раз, два стоит ракета!», игровое упражнение с счётными плочками, решение задач с шутками, игровое упражнение «Не зевай, на вопросы отвечай», игровое упражнение «Волшебное сово».
• Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения.
• Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе самооценка деятельнсти детей.
Методы и приемы:
Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент.
Мотивационный: эффект удивления, игровые упражнения.
Словесный: вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение.
Наглядно-демонстрационный: показ слайдов, цифр.
Практический: игры и игровые упражнения.
Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.
Рефлексия: подведение итогов.
Технология, используемые в ООД:
Технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации.
Здоровьесберегающие образовательные технологий:
• технологии сохранения и укрепления здоровья: двигательные упражнения.
• технология обучения ЗОЖ: физминутка.
• Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка, индивидуальный подход к вос-питанникам, поощрение самостоятельности.
План образовательной деятельности
Этапы деятельности Содержание
I.Организационный этап.
1. Коммуникативная игра - приветствие
«Доброе утро!»
2. Сюрпризный момент Прихо-дит телеграмма от Феи.
3. Игровая мотивация
«Помощь Фее»
II. Основный этап
1. Игровое упражнение
«Незевай, быстро на вопросы отвечай!»
2. Игровое упражнение
«Угадай какой знак»
3. Игровое упражнение
«Реши задачки»
4. Игровое упражнение
Физминутка
«Раз, два – стоит ракета»
5. Игровое упражнение
«Угадай время»
6. Игровое упражнение
«Поручение»
7. Игровое упражнение
«Задачки»
8. Игровое упражнение
«Счётные палочки»
9. Игровое упражнение
«Графический диктант»
10. Игровое упражнение «Волшебное слово»
11. «Возвращение в группу»
12. Оценка детьми своей дея-тельности. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы их месте поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем Здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем Привет! И Добрый день!
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
Приходит телеграмма от Феи Математики.
«Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие к острову Чу-дес на поиски сокровищ. В пути вас ждут интересные зада-ния. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообра-зительность. Желаю удачи. Фея! Карта с маршрутом путе-шествия находится в конверте»
Воспитатель: Давайте достанем карту и повесим ее на видное место. Ну что ребята, отправимся в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы узнать на каком транспорте мы отпра-вимся, нужно выполнить задание.
Проблемная ситуация: чтобы выбрать транспорт, нужно со-брать картинку - пазл.
Дети: Получился самолёт.
Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие на самолёте. Приготовились? Чтоб завёлся самолёт, нужно сосчитать поряд-ковым счётом от 1 до10, от10 до 20, обратный счет от 20 до 12, от 12 до 1, счет двойками от 1 до 20, обратный счет двойками от 18 до 8.
Завёлся самолёт, руки в стороны – в полёт, отправляем само-лёт (звук самолета).
Первый остров: «Будь внимателен» (синего цвета)
Я называю задание. а вы показываете мне правильный ответ.
а) покажите пожалуйста, цифру которая стоит после цифры 5; 12; 17;
б) покажите пожалуйста, цифру, которая стоит перед цифрой 12; 17; 20;
в) стоит между цифрами 12 и 14, 17 и 19, 13 и 15;
г) покажите пожалуйста, соседей числа 9; 13; 16;
Воспитатель: Здорово! Мы справились с этим заданием, да-вайте похлопаем себе!
Нужно лететь на следующий остров. Посмотрите по карте, ка-кого он должен быть цвета?
Дети: Жёлтого.
Воспитатель: Приготовились: руки в стороны – в полёт, от-правляем самолёт. Смотрим, вижу по курсу остров с жёлтым флагом. Приземляемся.
Второй остров «Математические знаки» (жёлтого цвета)
Воспитатель: Ребята, на этом острове живут математические знаки. Какие знаки вы знаете?
Дети: Плюс, минус, больше, меньше, равно.
Воспитатель: Правильно. Послушайте задание : по очереди бу-дите выходить к доске, на доске написаны цифры, вам нужно будет поставить такой математический знак, чтобы получился правильный ответ. И объяснить, почему именно этот знак вы выбрали.
8 5 16 13
9 12 19 16
8 8 20 20
14 19 9 11
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Покидаем этот остров и смотрим по карте, какой по цвету следующий остров.
Дети: Коричневый.
Воспитатель: Руки в стороны – в полёт, отправляем самолет. По курсу остров с коричневым флагом. Приземляемся.
Третий остров «Весёлый Карлсон»
(коричневого цвета)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто живет на этом острове. Кто это? (Карлсон). Он говорит, что приготовил нам задачу и если мы ее правильно решим, то он поиграет с нами. Ну что, ребята, вы умеете решать задачи?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она состоит?
Дети: условие, вопрос, решение, ответ!
Воспитатель:
1. Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
2. Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неиз-вестно, и то, что нужно найти)
3. Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)
4. Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получи-лось, и известно нам)
- Послушайте задачу : “ На столе лежало 3 огурца и 2 помидора.
Сколько всего овощей лежало на столе?”.
- Какие овощи лежали на столе?
- Сколько их?
- Положите столько зеленых овалов, сколько было огурцов.
- Положите столько красных кругов, сколько было помидоров.
- Как называется эта часть задачи?
Дети: Условие, это то, что нам уже известно.
Воспитатель: “Сколько всего овощей?”
Дети: Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.
Воспитатель: Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей?
Дети: Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 2 = 5
Воспитатель: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давай-те проговорим ответ задачи полным предложением.
Дети: Всего 5 овощей.
Воспитатель: Ребята с вами хочет поиграть Карлсон, т. к. вы все задачи решили правильно!
ФИЗМИНУТКА.
( Исходное положение: стоя врассыпную)
Раз, два – стоит ракета.
(поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над голо-вой)
Три, четыре – самолёт.
(руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)
Раз, два – хлопок в ладоши. (хлопаем в ладоши)
А потом на каждый счё т: (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре - (хлопаем в ладоши)
Руки выше, плечи шире, (руки вверх-вниз)
Раз, два, три, четыре - (хлопаем в ладоши)
И на месте походили. (шагаем на месте)
Как пружинки все присели
И на место разом сели.
Воспитатель: Следующий остров смотрим какой?
Дети: зеленый!
Четвёртый остров «Волшебные часы» (зеленого цвета)
Воспитатель: теперь я вам хочу предложить интересные зада-чи, слушайте внимательно. (показывают на циферблатах и от-вечают).
1. Олег проснулся в 8 часов и спросил у мамы, не пора ли от-правляться в кукольный театр? Нет, спектакль начнется только через 2 часа. Во сколько начало спектакля? (8+2=10)
2. Когда Костя пошел гулять, на часах был 5часов, а когда он вернулся, часы показывали 6часов. Сколько времени Костя про-вел на улице? (6-5=1)
3. Тихий час начинается, когда на часах 1час, а заканчивается в 3 часа. Сколько времени длится тихий час? (3-1=2)
4. Мультфильм начинается в 8 часов, а фильм о животных в 10 часов. Какая передача начнется раньше?
Молодцы, едем дальше….
Пятый остров «Волшебный карандаш» (оранжевого цвета)
Ребята, при выполнении этих заданий будьте очень внима-тельны!
1)нарисуйте прямую линию,
2)нарисуйте отрезок и измерьте его.
3)нарисуйте треугольник внутри его знак плюс
4)нарисуйте квадрат и разделите на 4 части;
Молодцы, и с этим заданием справились
Шестой остров «Минутка для шутки» (фиолетового цвета)
Воспитатель: Здесь нас ждут хитрые задачки.
1. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)
2. Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа)
3. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)
4. У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8)
5. У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей? (8)
6. Сколько рогов у 3-х коров? (6)
7. Сколько концов у одной палки? (2)
- Продолжаем путешествие
Седьмой остров «Игровая» (розового цвета)
Воспитатель: отсчитайте пожалуйста четыре палочки и сде-лайте квадрат, затем еще три и сделайте еще квадрат
Вопрос; Сколько палочек отсчитали?
Сколько квадратов получилось (два)
Отсчитайте три палочки и сделайте треугольник
Отсчитайте две палочки и сделайте еще один треугольник
Сколько треугольников получилось (два)
Возьмите 8 треугольников и сделайте из них дом, используйте все детали прикладывая их друг к другу.
Молодцы справились и с этим заданием.
Отправляемся дальше
Восьмой остров «Остров чудес» (Сиреневого цвета)
Воспитатель: Ну, вот ребята мы и прибыли на остров чудес. Но сойти на него не так-то и просто, его кто- то охраняет. Чтобы это узнать необходимо, выполнить задание. Садитесь за столы, у нас на столах лежат листы и карандаши. Нам надо написать графический диктант, поставьте карандаш на точку отсчета и будьте очень внимательны :
2 вверх, 2 вправо, 7 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 4 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 4 вле-во, 6 вверх, 1 влево.
Дети: Получилась змея.
Воспитатель: Ребята, я вам покажу фокус. Я спрячу под вол-шебный колпак один из ваших рисунков, вы закроете глаза и громко скажите: Бим – Бом, Тра-та-та.
(под колпаком оказывается игрушка «Змея»)
Воспитатель: Ой, ребята, кто это? Змея говорит, что она охра-няет сундук с сокровищами. И она нам его отдаст, если мы ска-жем ей волшебное слово. Ребята, а какие волшебные слова надо сказать Змее, для того чтобы она дала нам сундук? (или вежли-вые)
Воспитатель: Ребята, вот и сундук. Давайте его откроем. По-смотрите, какая красивая книга. В ней написаны разные задачи, которые вам предстоит решить на занятиях.
Очень хороший подарок от Феи.
Ну вот, нам пора возвращаться в детский сад. Руки в стороны - в полёт, отправляем самолёт.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Какие задания с вами выполняли? Какие задания вам понравились? Все ли выполняли правильно? Какие задания были трудные?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня выполняли задания
Воспитатель:
У нас осталось последнее задание, но очень приятное
Перед вами лежат три круги (желтый,красный,зеленый)
Вы должны сами себя оценить;
Желтый- понял, но не всё; Зеленый – все понял. Приступайте, Молодцы.
Заключение ; Все прошло на должном уровне, дети с поставлен-ными задачами справились.