Елена Гончарова
Открытое занятие педагога-психолога «Дружба начинается с улыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Гончарова
Конспект открытого занятия педагога-психолога в старшей группе «Дружба начинается с улыбки».
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива, умение высказываться.
Задачи:
1. Продолжать учить детей оценивать свои поступки и поступки других людей, научить работать в команде.
Публикация «Открытое занятие педагога-психолога „Дружба начинается с улыбки“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
2. Обобщать и расширять знания детей о таких понятиях как "друг”, "дружба”.
3. Формировать у детей чувства эмпатии, визуализации невидимой связи между людьми.
4. Обобщать и расширять у детей понятие о правилах дружеских отношений.
5. Формировать способности анализа своего настроения и настроения, окружающих ребенка людей.
6. Развивать групповую сплоченность, желание участвовать в совместных игровых действиях, умение действовать согласованно.
7. Развивать навыки позитивного социального поведения, укреплять чувство единства.
8. Развивать коммуникативные навыки.
Предварительная работа: чтение терапевтических сказок о дружбе, разучивание пословиц, чтение стихов и разучивание мирилок о дружбе, рисование лиц друзей, раскрашивание парных картинок сообща.
Форма организации занятия: работа с подгруппой детей.
Ход занятия:
Психолог: здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Психолог: ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? (ответы детей: «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»)
Психолог: я хотела бы вам предложить поздороваться необычным способом, предлагаю вам поздороваться не словами, а частями тела. Когда я хлопну, один раз в ладоши - вы пожмёте друг другу руки. Два хлопка - дотроньтесь локтями. Три хлопка –прижмитесь спинами друг к другу. (Игра проходит под музыку).
Игра «Давайте поздороваемся».
Психолог: а сейчас мне бы очень хотелось узнать какое у вас настроения. Но вы мне об этом не говорите, покажите мне ваше настроение с помощью мимики.
Психолог: я вижу у вас у всех хорошее настроение. А теперь присаживайтесь на стульчики и посмотрите на экран. Как вы думаете, о чём сегодня я хочу с вами поговорить? (Ответы детей).
Психолог: правильно, сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
Беседа о дружбе.
Психолог задает вопросы детям, дети отвечают на них.
Психолог:
С чего начинается дружба?
Есть ли у вас друзья? Кто ваш лучший друг, как его зовут?
А можно ли прожить без друзей?
С какими ребятами не хочется дружить, почему?
Как вы думаете, что такое дружба?
Дети: дружба -это когда хочется вместе играть, общаться, не ссориться. Дружба - это когда хочется делиться игрушками и сладостями.
Дружба - это когда, умеешь без крика и ссор договариваться.
Дружба – это когда ты заботишься о своём друге, внимательно к нему относишься, уметь сочувствовать другу.
Дружба – это когда ты не смеёшься над неудачами друга, над его ошибками, а помогаешь их исправить.
Дружба – это если радость у друга, то ты радуешься вместе с ним, если беда, то вместе грустишь.
Психолог: дети, а как вы думаете, что вы сейчас назвали? Правильно, это правила дружбы и если вы будете следовать им, то никогда не поссоритесь с другом и не потеряете его.
Психолог: я сейчас хочу показать вам одну красивую волшебную полянку и предлагаю вам, на этой полянке, построить «Дом дружбы». В этот дом будут приходить те, у кого нету друзей, будут учиться дружить и обязательно найдут себе там настоящего друга.
Психолог: а кто знает из чего строят дома? (ответы детей). Правильно ребята, для строительства нам нужны кирпичи. А кирпичи будут появляться на полянке, если вы будете правильно отвечать на мои вопросы, дружно и весело играть.
Психолог: ребята, скажите, а вы умеете дружить? (ответы детей). Что нужно делать, чтобы не ссориться? (ответы детей: уступать, делиться, уважать, договариваться).
Психолог: я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Хорошо-плохо» и постараться отличить хорошие поступки друзей от плохих.
Послушайте правила игры: я буду называть поступки людей, если поступок хороший -хлопайте в ладоши, если плохой – топайте. (Психолог называет поступки: «ссориться, помогать другим, драться, мириться, здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым, грубить, уступать»).
Игра «Хорошо — плохо».
Психолог: ребята, а бывает так, что друзья ссорятся, обижаются друг на друга. Если такое случается, необходимо сделать шаг навстречу и помириться со своим другом. А в этом поможет мирилка.
«Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья».
«Мирилка».
Психолог: давайте, ребята посмотрим, что же происходит на волшебной полянке? Посмотрите, кирпичиков становится всё больше и больше благодаря вам, мы молодцы.
Психолог: в дружбе очень важно уметь договориться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят, но никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы тоже будем учиться как нужно договариваться. Я разложила пары рукавичек с одинаковым орнаментом, но они не раскрашены. Вы возьмёте одну рукавичку, и после этого найдете свою «пару», сядете вместе за стол и с помощью нескольких карандашей разного цвета, договорившись друг с другом, постараетесь как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково. (Психолог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются; оказывает детям необходимую помощь.)
Игра с элементами изотерапии «Рукавички».
Психолог: молодцы, ребята, вы справились с заданием, рукавички получились у всех красивые и одинаковые, потому что вы смогли договориться между собой и теперь я предлагаю вам немножко размяться и подвигаться, выполним упражнение «Если есть хороший друг».
Динамическая пауза «Если есть хороший друг».
Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки)
Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком)
Если есть хороший друг (хлопают в ладоши)
С делом справимся вдвоем (берутся за руки)
С облегчением вздохнем (вздыхают)
Настроенье поднимаем (поднимают руки вверх)
Все обиды отряхнем (отряхиваются от обид. Улыбаются друг другу).
Психолог: ребята, а давайте проверим как же продвигается строительство «Дома дружбы?»
Психолог: что-то наши гости заскучали, давайте им расскажем пословицы о дружбе, которых вы знаете очень много, а выполнить задание вам поможет мой клубочек дружбы.
Психолог: встаньте в круг и каждый из вас, наматывая на палец нитку, назовёт по одной пословице о дружбе, и передаст дальше клубок по кругу. Но сначала, объясните, как вы понимаете такое выражение: «Друзья не разлей вода». (Ответы детей).
Психолог: вы все правильно понимаете значение этого выражения. Ну а теперь приступим к выполнению упражнения. (Упражнение проходит под музыку).
Пословицы о дружбе:
1. Человек без друга, что дерево без корней.
2. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
3. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
4. Друга ищи, а нашел – береги.
5. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
6. Без беды не узнаешь друга.
7. Старый друг лучше новых двух.
8. Сам погибай, а товарища выручай.
9. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
«Паутинка дружбы».
Психолог: посмотрите, какая паутинка у нас получилась. Крепкая? А значит и дружба у нас тоже крепкая и ничего её не сможет разрушить. А теперь чтобы вернуть мне клубок, вы будете друг другу говорить комплемент и передавать мне клубочек дружбы обратно.
Психолог: а вам было приятно говорить друг другу хорошие и добрые слова, а в ответ получать комплименты? (ответы детей). какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему? (ответы детей: настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова).
Психолог: молодцы, ребята, вы справились с заданием, а теперь проходите на свои места, я буду вам по очереди показывать картинки персонажей из разных сказок и мультфильмов. Все они с различными характерами и привычками. Если вы хотите подружиться с героем, которого я покажу, поднимайте руку. (Психолог по одной показывает картинки со сказочными героями).
Игра «Подружись со сказочным героем».
Психолог: так почему вы выбрали не всех героев? С какими вы не захотели дружить? (Ответы детей).
Психолог: а со злыми, жадными, недружелюбными персонажами сказок никто дружить не захотел. Для того, чтобы с нами хотели дружить, мы должны обладать положительными качествами: быть добрыми, веселыми, честными, готовыми прийти на помощь. Но отрицательных героев можно тоже научить дружить, а для этого их нужно научить быть добрыми, не совершать плохих поступков и тогда каждый из них найдёт себе настоящего друга.
Психолог: мы совсем забыли про нашу волшебную полянку, посмотрим, как там идёт строительство дома? Пока мы с вами играли и выполняли задания «дом дружбы» уже готов, посмотрите какой он большой и красивый.
А я предлагаю вам поселить в этот дом сказочных героев, у которых нет друзей, потому что они не умеют дружить. Поможем им найти друзей? (Дети подходят к мольберту и прикрепляют картинки сказочных героев к домику).
Психолог: теперь герои сказок, благодаря вам, обязательно найдут себе друзей.
Психолог: ребята, а у меня для вас сюрприз, посмотрите какие красивые воздушные шарики я приготовила для вас, но, чтобы они вам достались надо выполнить ещё одно задание. (Дети подходят к мольберту. На нем закреплен рисунок дерева, в корнях которого написано слово «Дружба».)
Психолог: дерево в своих корнях хранит слово дружба. У слова «дружба» есть слова – родственники, давайте их назовём. (Ответы детей: друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.)
Игра «Семья слов».
Психолог: молодцы, вы справились и с этим задание и теперь каждому из вас достанется красивый воздушный шарик. Вы можете оставить шарик у себя, а можете подарить своему другу.
"Рефлексия"
Психолог: вот и подошло к концу наше занятие о дружбе. Скажите мне, пожалуйста, что вы узнали сегодня? Что вам больше всего понравилось?
Психолог: молодцы ребята, а я узнала, что вы все добрые, вежливые и веселые, и у вас есть друзья, потому что вы знаете правила дружбы и умеете дружить.
Ритуал прощания.
Психолог: ребята, какое же у вас сейчас настроение, покажите мне его с помощью мимики.
А вы знаете, с чего начинается дружба? (Ответы детей).
Правильно, дружба начинается с улыбки, и я предлагаю закончить наше занятие улыбкой, посмотрите на друг друга и подарите свою самую доброю улыбку и про гостей не забудьте.
Психолог: вы поняли смысл настоящей дружбы. Соблюдая правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друзей. Я желаю вам быть всегда дружными, доверять друг другу, поддерживать друг друга в трудную минуту и быть честными со своими друзьями.
Психолог: на этом наше занятие закончено, но у меня для вас есть ещё один сюрприз, я приготовила для вас угощение. За то, что вы такие хорошие и дружные, я хочу вас угостить сладостями. (Дети получают сладости).