Кутырева Ирина Леонидовна
Открытое воспитательское занятие «Дружба и братство дороже богатства!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дружба и братство дороже богатства!»
Кутырева Ирина Леонидовна
Воспитатель
Цель: Формирование нравственных качеств обучающихся; умение дружить, беречь дружбу.
Задачи:
-формировать представление о том, что такое дружба и каким должен быть друг;
-развивать у учащихся умение вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения;
-воспитывать добрые взаимоотношения меду детьми в группе, нравственные качества, умение дружить, беречь дружбу.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Предварительная работа.
Подбор пословиц и поговорок о дружбе.
Разучивание стихов, новых песен о дружбе и доброте.
Участники: школьники 6-го класса.
Оборудование: Презентация, песенки о дружбе. На партах папки с заданиями: раздаточный материал (листики). Основные законы дружбы (памятки).
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организация класса. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, уважаемые гости, дети!
В небе солнце засветило
И пригрело нас
И улыбкой озарило
На веселый класс.
Встаньте, дети!
К гостям повернитесь!
Им и друг другу
Скорей улыбнитесь.
Чтоб с хорошим настроением
Началось наше учение.
- Ребята, послушайте одну замечательную песенку, и вы узнаете, о чем мы будем говорить с вами на нашем занятии. Вы все ее хорошо знаете. Слайд
(звучит отрывок песни Автора слов - Пляцковский М., композитора - Бориса Савельева «Дружба крепкая»).
- Так о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (о дружбе)
Тема нашего занятия «Дружба и братство дороже богатства!»
II. Учитель.
Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить.
Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
Послушайте притчу о дружбе (Кайгородцев Стас):
Как-то два друга, много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.
Когда ты прав, всякий будет с тобой.
- Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.
Стихотворение В. Шекспира
Настоящий друг везде
Верный: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И всегда, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Учитель.
А кого можно назвать другом?
Друг – это тот, кто … (- Понимает меня; - с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет; - верный человек; с кем я могу поделиться секретом).
Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Вот какое значение этих слов в словаре С. И. Ожегова «Словарь русского языка»
-Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;
- Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
-Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов
Группы составляют пазлы и вывешивают на доску.
Человек, с которым мы просто здороваемся на улице во дворе товарищ
Человек, с которым время от времени обсуждаются какие-то события… знакомый
Человек (одноклассник), с которым за 6 лет съеден пуд соли. друг
Человек, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали. приятель
Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только отрицательные.
Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:
Вон человек, что скажешь ты о нем?
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком:
Что про него хорошего я знаю?»
Вон человек, что скажешь ты о нем?
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого?»
-О чем говорит нам этот стих?
-Нужно учиться замечать в окружающих положительные качества
Какими качествами должен облададать друг? Работа в группах «Слово».
Ребята разбиваются на 2 группы. У каждой группы одинаковое количество слов.
Задание:
1 группа выбирает карточки со словами, обозначающими необходимые другу качества.
2 группа выбирает карточки со словами, обозначающими качества друга, которые нужно изменить:
Качества, необходимые другу
Качества друга, которые следует изменить
Понимание
Неуверенность
Деликатность
Зависть
Близость взглядов
Равнодушие
Прощение
Болтливость
Доброта
Нахальство
Благородство
Раздражительность
Самокритичность
Грубость
Сдержанность
Обдуманность фраз, поступков
Искренность
Приветливость
Честность
Прикрепляют эти слова на доску!
Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней —
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать —
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!
Игра “Ищу друга!” (Раздаются цветные листочки.) Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например:
“Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”.
“Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”.
“Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”.
Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, чем увлекаетесь. Расскажите о своих достоинствах, но сообщите и о своих недостатках. Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. (В классе доска с надписью “ Ищу друга”.)
Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека.
Учитель :
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Учитель.
– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы.
Читают ученики по очереди.
1. Не ссориться;
2. Уступать;
3. Не бояться просить прощение, если обидел друга.
4. Быть вежливым;
5. Не злиться;
6. Не жадничать;
7. Помогать друг другу;
8. Быть честным;
9. Быть внимательным;
10. Хранить секреты:
11. Радоваться вместе с другом успехам;
12. Никогда не сплетничать;
Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
Учитель.
– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.
-Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Дети называют).
Нет друга – ищи, а нашёл, береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех – и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
«Дружба и братство сильнее богатства»
- Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске записаны 3 пословицы. Я буду описывать ситуации, а вы попробуете подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
___
1 ситуация
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор и системный блок. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»)
___
2 ситуация
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую помощь» и скажу: «Друг познается в беде»)
___
3 ситуация
Ваш друг предал вас, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь»)
Итог классного часа:
- Что такое дружба?
Вывод: Дружба – величайшая нравственная ценность.
Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом.
Сохраняйте веру в хороших и добрых друзей.
На столе у вас лежат листочки (человечки). Я попрошу вас написать на них, что такое дружба. – Написали? А сейчас мы прикрепим эти человечки вокруг планеты, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им.
Коллективное панно “Планета Дружбы”. (Работа у доски).
Я приглашаю вас в круг и протягиваю вам свою руку, предлагая вам дружбу, кто взаимно хочет со мной дружить, протяните свою руку. На что похоже – на солнце пусть это солнце дружбы светит в вашем классе всегда. Ребята, на память о сегодняшней встрече примите смайлики с улыбкой. Вспоминайте с улыбкой нашу встречу с вами.
Спасибо вам за дружбу, до свидания.