Инга Квашнина
Открытое мероприятие в подготовительной группе детского сада «Осеннее приключение»
Цели:
- продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа Оетии (через песни, танцы, игры, народное, декоративное творчество)
-Расширять представление детей о традициях о обычаях празднования осенних праздников, осетинского народа,учить использовать полученные знания и навыки в жизни.
Задачи:
1. Закреплять полученные знания, умения и навыки, полученные в совместной деятельности педагога и детей- знания о временах года, признаках осени, познакомить с народными приметами осени;
Публикация «Открытое мероприятие в подготовительной группе детского сада „Осеннее приключение“» размещена в разделах
2. Закреплять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, инсценировок, игр.
3. Развивать музыкально – творческие способности детей.
4. Создать радостное настроение у детей от взаимного обучения.
5. Способствовать раскрытию творческих способностей детей
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, Осетии.
Оборудование:
• Мультимедийный экран;
• Мультимедийный проектор;
• Ноутбук;
• Клипы песен об осени
• Мультимедийная презентация для детей «Осень»
Предварительная работа:
• Рассматривание репродукций с осенними пейзажами.
• Наблюдение за осенней природой.
• Чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень.
• Беседы с детьми.
• Рисование на тему осени.
• Слушание классической музыки на тему осени.
Персонажи: взрослый ведущий, осень, дождик- дети.
Инвентарь: Кленовые листья, корзинка с фруктами, овощами; для проведения аттракционов- фрукты и овощи, два маленьких обруча, два ведерка, стойки.
Дети под песню «Листик-листопад»входят в зал.
РЕБ: Что вдруг случилось в лугах и полях,
Все в ярких красках в садах и лесах?
Это красавица Осень пришла
И красок с собой карнавал принесла!
РЕБ: Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
И сменил наряд свой даже дуб зеленый.
РЕБ:Вот художник так художник! Все в лесу позолотил.
даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим: Кто художник этот?
Дети: Осень!
РЕБ:Осень! Ты можешь грустить и смеяться,
Дождиком плакать, потом улыбаться.
Красками яркими радовать нас,
Хмуростью неба грозить каждый раз.
Очень ты хочешь нас всех удивить.
Будем мы осень любую любить.
ПЕСНЯ: «НЕ ГРУСТИ»
ПИСЬМО ОСЕНИ
Муз. рук. :Ребята, Осень задерживается, но, чтобы мы не скучали, она
прислала нам в подарок картинус осенним Пейзажем.
Давайте им полюбуемся, вот он.
Звучит музыка, рассматривают осенний пейзаж. Затем пейзаж меняется.
Муз. рук:Ой, что такое? А где же яркие краски на картине?
Здесь одни контуры!
Под музыку выбегает дождик.
ДОЖДИК: любят осень все красавицу,
листья золотые всем так нравятся
Любят фрукты наливные, любят овощи цветные.
Лишь дожди не любят проливные!
Смыл с картины краски я цветные-
красные, оранжевые, золотые.
Пусть все будет серым и прозрачным,
Пусть все будет блеклым и невзрачным.
Вот теперь пейзаж стал настоящим.
Под муз. Убегает.
Муз. рук: Ребята, да это же осенний моросящий дождь. Да, не удалось нам
Полюбоваться осенним пейзажем. Что же нам делать?
Давайте поиграем.
Может быть Осень услышит и придет к нам?
ИГРА: «шишки, желуди,орехи»
РЕБ:Как звонко музыка звучала!
Нас чудный праздник нынче ждёт!
И по секрету я узнала,
Что Осень в гости к нам идёт.
Приходи к нам в гости, Осень,
Очень все тебя мы просим.
Дети (хором) : Приходи к нам в гости, Осень,
Очень все тебя мы просим.
Под музыку входит Осень.
ОСЕНЬ :Здравствуйте, мои друзья, очень встречи рада я!
Добрый день всем добрым людям,
Пусть веселым праздник будет.
Слышу речи обо мне. Готова к встрече я вполне.
Я осень! Я земли краса! Творю повсюду чудеса.
Всё кругом я нарядила! Тёмный лес озолотила –
Стало в нём светло, как днём! Листья там горят огнём!
Муз. рук:Здравствуй, Осень! Ты вовремя пришла, мы как раз рассматривали Твой
подарок, осенний пейзаж.
ОСЕНЬ : А вам понравились мои осенние краски?
Муз. рук:Красок мы как раз и не увидели. Их смыл моросящий дождь.
ОСЕНЬ : Ах, опять этот капризный дождь!
Муз. рук:Осень, а наши ребята знают очень красивую песню про дождик,
может быть она ему понравится и он вернет нам краски!
РЕБ: Что это? Дождик? Не беда!
Со мной весёлый зонт всегда.
Зачем ты, дождик, нас пугаешь?
Мы не трусишки, Ты ведь это знаешь.
Под зонтом осенним днем
Песню весело споем.
ПЕСНЯ: «ДОЖДИК»
ОСЕНЬ :Ну ничего, ребята, мы вернем краски.
начинаю колдовать и картину украшать!крибле, крабле, бумс!
Листьями сейчас взмахну, в сказку всех я приглашу.
РЕБ: Сказок много в мире, сразу не прочтешь,
Но такой, как наша сказка, в книжке не найдешь.
Сказка всем знакома, но на новый лад.
И ее увидеть каждый будет рад.
РЕБ: Репку мы весной сажали, Все растили, поливали,
А уж к осени она Вот какая выросла!
СКАЗКА: «РЕПКА» Аргъау «Булкъ».
(Хъуысыхьалдзагирон музыка)
БУЛКЪ—(Кафгайарацыдсценамаамадзуры.).
На зынаргъкасджыта! Абонуын мах равдисдзыстамхьалдзагиронаргыц «Булкъ».
Чизагъта;»Иронаргъаунау!» Багуыдар у, уыманамадзы мах саразтамиронаргъау «Булкъ».
(«Хъуысыравдзхьалдзагцагъд). Булкъзары.
Аз Булкъ дан, Булкъ,
Мабыну бур, масар та иъах,
Тымбыл дан, ставд, марону ар ах.
Уыдтан аз хурайадзухравдыд,
Магуыбын — къори, ма ад та — мыд.
Хъусыуаззаубыниронцагъд.
(Сценамагуыбырайрацыдзаронд лаг, Булкьмаракас — бакасканы, йаcapбатилысхацынмайылхъавыамайындзыницыуайы).
Заронд лаг (Булкьма)
Ай дассагнау: хуматагБулкъныссагътон, амацыарзадуый та - «бутъро. бутъро.
БУЛКЪ. (йабылтаакъуырдта); Гъым.»бутъро»
Б амбар саадамы: фаронманауый ас (йакъухайамоны) куыуыдтан, (макъузыппасхуыдтой. (йаcapиуварсазылдта).
Агарзондджынстут - «вам не угодишь!»
ЗАРОНД ЛАГ: - Цы «гадис — фадис» каныс.
На мауыныс, заронд дан, каддарыАфахъонал дан, нал.
ЗАРЫ:Заронд лаг дан,
Ламагъ, адых,
Каддар та аз Уыдтан саран,
Тыхджын, расугъд,
Мабахан та Амбалкамуыд!
(ногайтакафы,йаастауылхацы).
БУЛКЪ: (худгайа) : - Джигит, джигит!
Манама мыл фалтаусхаи.
ЗАРОНД ЛАГ (схац — схацканы, Булкъйынйакъухакъуры)
Дахадагмамынуад та аххуыскан, дахиуылмасхац!
БУЛКЪ:-Нал ныууагътон,
КаддынМинхаузын на дан: масарыхьуынтай махи фелвасдзынан.
ЗАРОНД ЛАГ (тыхстай) — Булкъ «зулкь» (йаcapаныхта) — Нырцы канон? Бинонтайискомафа
дзурон? - Усай, у-сай, заронд, за-а-ронд! (Зарондусйапирынфауагътаамарауади. Йакьухтайасинтысарылавардта).
УС: - За-ро-онд! Чиузаронд!
Зары: -Цайзаронд дан, ахсын, марзын.
Аз кафынманырмабаззын.
(Заронд лаг йакъухйахъусмасисгайа)
ЗАРОНД ЛАГ:-Йы!
УС: хьарайзары: - Цайзаронд дан :ахсын, марзын
Аз кафынманырмабаззынМаиубакаст, маиубахут,
Ныццавызардайыкарон,Мауангта рог стыманан,
Ныр дар мабираума бон!
-Цайзаронд дан: ахсын, марзын Аз кафынманырмабаззын.
(мелоди»Махуры хай, расухъдчызгай»)
ЗАРОНД ЛАГ:-Аз да кафынма на ракодтон. манамамынБулкъылсх
УС: - На мавдалы.
ЗАРОНД ЛАГ: - Цыкусыс?
УС: - Ныртаккама сериал райдайдзан «Кълон». Жадеама Лукас цыбаистыуыйкуминабазонон,.уадахсавбонма на бафынайуыдзынан. Аллах. Фондзсадаастайфандзам сери райдыдта. Тахын. (алыгъдиссценыш).
ЛАГ: (хьуыр—хьуыркангайа) : - Анабайрайгайадзыфауы, да «Клоунам» (Булкьыл та ногайсхацы, фала ницы)
- Уад та чызгмабадзурин.
-Чызгай! Къулбадаг! Рауаймаардам!
ЧЫЗГ (суперстар, йауалафыддыссагта, афтамайкафгарацыдмузыкарэп) :
-Саран, расугъдчызг дан, уый зон,
Дадама хоны дзух, Гормон;
Нана та: «Буламаргъ, балон»- Ма разы ницы у Кобзон.
ЧЫЗГ: - Дада! Цыканыс?. Цы Хабару?.
ЛАГ: - МанамаБулкьылсхац!
ЧЫЗГ: - Иууагъд минут дар мыннай.
АЛАГ:-Ды та цыкуыстыcapлаууыс?
ЧЫЗГ: (сфазмыдтайа) — Цыкуысты? Махи Стъалытыфабрикамацадтаканын. (амафацауы).
ЛАГ:Уада на хадзархъахьанаг та цыфацис? Куыдз! Жучка!
ЖУЧКА:ЫыыЦыКаныс? Хъусын дам.
ЛАГ:Факасма мам булкьстонынма!
ЖУЧКА: На мавдалы. Гадымынмахаринагфахары, фалаума.
ЛАГ:Гады! Уагады, уадта мам дыфакас.
ГАДЫ:Мяуууу, цыканыс?
ЛАГ:Факасма мам булкьстонынма!
ГАДЫ: (йакьухауыгьта) : - На мавдалы «Разборката» канам. УартамаМыстмабадзурут. (дзурыймм)’ : - Мыст, М-ы-ы- cm, рауай — ма, макьона!
(Хъуысы рог музыка. Мысткафкарауади).
ГАДЫ: Хастагдар — марауай.
МЫСТ: - На уандын.
ГАДЫ: - Камай?
МЫСТ: - Дауай. Бахардзынама.
ГАДЫ:-Да матаймалын. Аз мыстытаиудас азы нал бахордтон. Аллергия мам ис (йагыбынасарфта)
МЫСТ: - На, сайга маканыс. Пи -пи-пи (алыгъдиссценайа).
ГАДЫ:-Гъ-макьах да роны (йакьахайКуыдзыбацафта, Куыдзйамфалабурдта, ама та хылканынрайдыдтой. Чызгса’иргъавысценайарахыстысты.)
БУЛКЪ (дзурыЛаган) : - Гъа, амбамбийыныбастымасау халата бахарант фал may. Ай диссагнау : анахьанхадзарыдзагбинонта, амадылсхацагма у ад. (йаcapаныхта). –Уадтаса, заронд, асайам.
ЛАГ: - Уый та куыд?
БУЛКЪ: - Бавдалама сын загъ ; Мабыныхазнаныгадис, загъга. Кад, мыййаг, базмаликкой, цалынмааммитыбын на фадан.
ЛАГ: (йа худ фахьилкодта)—Хазна, загъыс, (хьарканы) : - Усаи, чызг, куыдз, гады, мыстиууылдарардам!
(Иууылдаррауадыстысценама)
УС: - Цы та рцыди. Цыхабару?
ЛАГ: - Цыкуызагъай, уад на Булкъыбынхазнаныгадис. УС: -Хазна! Цы/kaцавар? «Калмарзантычырын»
ЧЫЗГ:-Доллартыдзакьул!
КУЫДЗ: - Маныййасстаг!
ГАДЫ: - Ахсырыиьарттыдурын!
МЫСТ: - Цыхты пуд. На, пуд амардаг.
ЛАГ: - Фала Булкъкуы на саппарам, уадХазнауацастыкаронайдарфедтат: Цай - ма, иума!
(НыххацыдыстыБулкьылкарадзийыфадыл)
Иу. дыууа, ар та! (саппарстойБулкъцинканынц).
УС: - Ком ис хата?
ЛАГ:,-Хазна. Ацагхазнауа разы, на иудзинад (ЕДИНСТВО)
УС: - Куыд та на асайдтай, заронд!
ЧЫЗГ:Цы «крутой» да, дада!
ГАДЫ: - Марихита та мынкуыдадаудтай!
ЛАГ: - Цай - маиума: (иууылдардзурынц) :
Мах иумастамтыхджын, ныфсхаст,
Амбисондыхъуыды у раст:
БУЛКЪ: - Цай, амакуыстафон. Маканаманцой
Цардыбынтауафам, (ткать)
Царды тын — фаллой.
Хъуысыхъалдзагиронцагъд, архайджытакафкасценайарацауынц.
ОСЕНЬ :Тут и сказочке – конец!Каждый был здесь молодец!
Звучит музыка, возвращаются краски на картине.
ОСЕНЬ : ну вот и наш пейзаж готов, осенних много здесь цветов.
деревья на картине все уже стоят во всей красе.
теперь, друзья, пришел черед, заглянуть на чудо-огород!
РЕБ: Всё созрело, всё поспело! Время с грядок убирать!
Дружно примемся за дело! Будем взрослым помогать!
Ходят часики природы: день, неделя, месяц, год.
Если осень, у народа каждый день полно забот!
РЕБ:Осень – вкусная пора, осень любит детвора!
Эй, ребята, не зевай – созревает урожай!
В огород мы пойдём, хоровод заведём
Будем петь и плясать, урожай собирать.
ХОРОВОД:
Муз. рук:Ребята, а давайте расскажем, какая красивая осень в
нашем родном краю, В нашей Осетии!
РЕБ:Осень в город невидимкой
Потихонечку вошла
И волшебную палитру
С собой в город принесла.
РЕБ:Осенний город! Просто чудо!
В него, как в сказку загляни.
С берёз и клёнов – отовсюду
Слетают листья-мотыльки.
РЕБ:Осень надела наряд золотой в праздничный час.
Как ты прекрасен мой город родной Владикавказ.
ПЕСНЯ: «Дзауджикъау»
ВОСП: а теперь, ты, Осень, отдохни, да наш танец посмотри!
РЕБ:Красуются березки в накидках золотых,
А ветер на свирели играет вальс для них.
Журавлик перелетный уходит в высоту.
Спасибо тебе, осень, за эту красоту.
РЕБ:Кудрявый лес оделся в проседь,
Ковром, укутавшись цветным…
Осенний блюз танцует осень,
Прощаясь с летом золотым…
ТАНЕЦ: «ОСЕННИЙ БЛЮЗ»
РЕБ:Наступила осень, осень золотая
Птицы улетают в теплые края.
Падает с деревьев, лето забывая,
Кружится, как в вальсе, желтая листва.
РЕБ:Краской красною рябины Разукрасила в садах
Брызги алые калины Разбросала на кустах
Желтой- разрисует осень Тополи, ольху, березки,
Серой краской дождик льется, Солнце золотом смеется
РЕБ: Клен оранжевый стоит И как будто говорит:
«Посмотрите-ка вокруг, Все преобразилось вдруг»!
Опустила осень кисти и глядит по сторонам
Яркий, добрый, разноцветный Праздник подарила нам
ПЕСНЯ: «ЗА ЛЕТОМ ОСЕНЬ,»
ОСЕНЬ :ну вот и закончился бал наш осенний,
Думаю, всем он поднял настроенье.
Хочется петь, улыбаться всегда
Дети, со мною согласны вы?
Дети:«Да»
Дети под музыку выходят из зала.