Татьяна Сорокина
Трудовое воспитание как средство социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема самообразования:
«Трудовое воспитание, как средство социализации дошкольников»
2. Сроки работы над темой.
Работа над темой осуществлялась в течение учебного года (сентябрь 2023т август 2024г.)
3. Цель работы над темой.
Публикация «Трудовое воспитание как средство социализации дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Создание оптимальных условий для социализации дошкольников посредством трудового воспитания.
4. Основные задачи работы над темой:
Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы.
Изучения психолого-педагогической и методической литературы по вопросу значения трудового воспитания в социализации личности дошкольника.
Пополнение РППС группы по трудовому воспитанию.
Составить игры, технологических карт и упражнений по трудовому воспитанию.
Подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявление уровня сформированности трудовых навыков у дошкольников, а также особенностей трудового воспитания дошкольника в семье.
Формирование системы активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения опыта трудового воспитания ребёнка.
Поиск и внедрение новых форм работы с родителями по трудовому воспитанию дошкольников.
5. Итоги деятельности по изучению научно-практических источников:
По теме самообразования изучена методическая литература, интернет- источники.
Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. М. : Просвещение, 1987.
Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998
Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Мозаика-Синтез, Москва 2010.
Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду» Мозаика-Синтез, Москва 2014.
Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М. : Просвещение, 1991
Нечаева В. Г., Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде. М. : Просвещение, 1980
Изучение теоретического материала по данной теме в педагогической и методической литературе дало возможность составить игры, технологические карты и упражнения по трудовому воспитанию, разработать консультации для родителей.
6. Итоги деятельности по улучшению образовательного процесса в рамках темы:
Результаты работы над темой самообразования:
• Представление технологических карт по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
• Создание картотеки игр и упражнений по трудовому воспитанию (на электронном и бумажном носителе).
• Создание фотовыставки «Как мы трудились».
• Создание папки-передвижки «Трудовое воспитание в семье».
• Консультации для родителей «Трудовое воспитание дошкольников».
• Пополнение РППС группы по трудовому воспитанию (Д/и «Профессии», технологические карты, «уголок дежурств», инвентарь и т. д.).
• Родители принимают активное участие в жизни группы и детского садам в целом (творческие конкурсы, создание снежных построек, уборка и облагораживание территории детского сада и т. д.).
Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен.
Процесс социализации личности дошкольника идет через освоение ребенком себя и своей связи с социальной действительностью. Трудовая деятельность дошкольника один из путей социализации его личности, так как она дает ребенку приобщение к миру взрослых людей в реальном плане
Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций.
Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовая деятельность позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.
Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию ролевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И чем раньше он начинает испытывать удовлетворение от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретёт уверенность в своей способности преодолевать трудности.
В-третьих, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.
В перспективе планирую продолжить работу по данной теме. Проблема трудового воспитания детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.
Трудовая деятельность детей осуществляется не только в детском саду, но и дома. Поэтому необходимо объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей
И в заключении хотела бы сказать, что труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. Главное в дошкольном возрасте зародить в детях желание трудиться, желание думать и придумывать как сделать задуманное, стараться самостоятельно и ответственно выполнять трудовые действия, гордиться своими успехами в труде.