Алена Семeнова
Нетрадиционная техника рисования «Монотипия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс для воспитателей
Использование нетрадиционной техники рисования «Монотипия»
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
-познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на твердой поверхности, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
Публикация «Нетрадиционная техника рисования „Монотипия“» размещена в разделах
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
-рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для развития ребенка;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, в технике рисования «монотипия».
Оборудование:
- работы педагога в технике «монотипия на твердой поверхности»
Раздаточный материал:
- альбомные листы бумаги - по 1 листу на человека;
- цветная тушь;
- художественные кисти;
- клеенки на столы;
- влажные салфетки;
Теоретическая часть.
Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем, а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.
В чём суть техники оттиска В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется — рисунок в технике монотипии готов. Профессиональные рисунки в технике монотипии — это совершенно неповторимый жанр творчества Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.
В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки.
Монотипия полезна для :
• развития воображения;
• расширения представлений об окружающем мире;
• развития творческих способностей и фантазии;
• воспитания самостоятельности в работе.
Особенности подготовительного этапа От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.
Краски и основа. Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом — она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы. Гуашь, разведённая водой, даёт очень яркие и красивые по форме разводы В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются. Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.
В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:
• плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
• толстую глянцевую бумагу;
• плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
• пластмассовую доску;
• стекло;
• кафельную плитку.
Приёмы монотипии Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки. С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию : на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде. Ещё один необычный способ получить оттиск — смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.
Как можно дорисовывать картинку дополнить полученную картинку можно двумя способами: поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска; дорисовывая уже готовую картинку. Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать: раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка); дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например,
Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду. «Бабочка» Дети наносят краску так, чтобы получился контур крыла бабочки.
Инструкция: Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.
«Зима». Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка. Чем ярче оттенок синего, тем отчётливее будут видны узоры
Инструкция: Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.
«Летний день» (пейзажная монотипия) Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде. Пейзажи в технике монотипии получаются очень живыми и яркими.
Инструкция: Складываем лист пополам по вертикали. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской — лес. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака. Складываем лист по сгибу, прижимаем. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.
Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Монотипия — это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.
Упражнение на релаксацию «Рыбки». Фонограмма.
Закройте глаза и представьте себя маленькие рыбки. Плаваете на дне моря вдруг вдалеке вы увидели лучик солнца и стали к нему стремительно приближаться. Солнышко согревает воду и вам легче плыть. Наши плавнички тянутся к солнцу, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем глубоко, полной грудью вот мы оказались на поверхности воды. Представим улыбки людей, которые стоят на берегу и смотрят на нас. На счет «три» откроем глаза, улыбнемся друг другу и приступим к работе.
Практическая часть.
1. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги — получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.
2. Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской. Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.
3. Закрепляем бумагу малярным скотчем. Произвольно ставим акварельной краской кляксы. Берём скомканный кусочек бумаги (или кусочек плёнки) и начинаем весело прижимать по всем кляксам, пока не прояснится какой-нибудь сюжет рисунка!
Фантазия может летать безгранично и у вас и у ваших детей!
Приятного отдыха!