Нина Сайгина
Отчет по проекту «Волшебный мир общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Свою работу по проекту «Волшебный мир общения» я начала с изучения психолого-педагогической литературы по проблеме общения, подборки диагностического инструментария для оценки эмоционального состояния и коммуникативной деятельности детей.
Провела анкетирование родителей. Пришла к выводу,что необходимо повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, рекомендации)
Публикация «Отчет по проекту „Волшебный мир общения“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Провела социометрическое обследование детей по методике “Секрет” по варианту Т. А. Репиной. Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
По итогам обследования в октябре 2015 году уровень благополучия взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста - ниже среднего, а почти 84,5% детей имеют средний и низкий уровень развития коммуникативных способностей.
На основании полученных результатов разработала перспективный план мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков общения у детей
Цель проекта : воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.
Для достижения поставленной цели на занятиях и в совместной работе с детьми я использовала в своей работе различные средства, методические приё мы:
1. Беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания
2. Развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения)
3. Релаксационные упражнения
4. Рисование, лепка, аппликация
5. Проигрывание психогимнастических упражнений;
6. Моделирование и анализ заданных ситуаций;
7. Подвижные игры;
8 Рассматривание рисунков и фотографий;
9. Чтение художественных произведений;
10Слушание музыки;
Важную роль в формировании коммуникативных умений играет и предметно-развивающая среда: изготовила мешочек настроения, “Экран настроений”, пополнила виды театров, организовала уголок творчества,
подобрала «Волшебные предметы» (шляпы, накидки, короны, волшебные палочки, платки и др.)
Для организации работы с детьми по развитию коммуникативной сферы требуется взаимосвязь между ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.
Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, так как игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Игры, используемые мною во всех видах деятельности, очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Повсеместно использую различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста часто использую театрализованную деятельность, так как она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В моей группе имеются разнообразные виды театров (настольные, кукольные, пальчиковые, которые используются в различных видах деятельности.
Как на занятиях, так и в свободной деятельности довольно часто применяю в работе с детьми игры с правилами - дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию, умению договариваться. Игры с правилами часто мною используются на прогулках, так как, во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, развивает двигательную активность, а в третьих, коллективная игра учит еще и общаться.
Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью, поэтому я осуществляю тесное сотрудничество с родителями.
В начале года познакомила родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными мною при диагностическом исследовании, а затем в течение года осуществляю просветительную работу в разных формах: это и консультации, рекомендации,фотовыставки,, конкурсы для родителей, памятки, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, папки-передвижки.
Чтобы отследить динамику развития взаимоотношений между детьми, в конце учебного года провела социометрическое обследование и исследование коммуникативных способностей. по методике М. В. Корепанова.
К концу учебного года стали видны значительные изменения по всем показателям. Уровень благополучия взаимоотношений поднялся до среднего, коэффициент взаимности возрос на 5,3%. Индекс изолированности снизился до 13%, а уровень развития коммуникативных способностей: высокий увеличился на 30%, низкий – отсутствует.
Исследования показали, что благодаря такой целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.
Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.
Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы дети как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками.