Ольга Кальмагаева
Реализация проекта по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Я иду в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Отчет по проекту
младшего дошкольного возраста
к условиям ДОУ
«Я иду в детский сад»
выполнила:
воспитатель Кальмагаева О. С.
I младшая группа «Цыпленок»
Ромоданово, 2014
Публикация «Реализация проекта по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ „Я иду в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Известно, что адаптация- трудная пора для детей дошкольного возраста. Основная задача в адаптационный период-формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре
В нашей группе созданы эмоционально благоприятные условия для более быстрой адаптации детей. Имеется разнообразное дидактическое и развивающее оборудование: игры на развитие координации, памяти, внимания, воображения; имеются игры для сенсорного развития и разнообразный игровой материал для сюжетно-дидактических игр: куклы и животные разных размеров, предметы быта и прочее.
За весь период реализации проекта «Я иду в детский сад» нами была проведена большая работа не только по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, но и развития у них игровых навыков и взаимодействия детей друг с другом.
В своей работе использовали следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям :
-элементы телесной терапии (обнять, погладить);
-укладывание и засыпание с любимой игрушкой (если ребенок забывал любимую игрушку дома мы находили ей замену).
Ежедневно мы читали русские народные сказки («Колобок», «Три медведя», «Репка», «Курочка ряба», «Маша и медведь» и др, потешки, прибаутки, шутки, ладушки. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши, объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт.
Дети с удовольствием сами брали книги из книжного уголка и рассматривали иллюстрации.
Нельзя обойти вниманием и подвижные игры, которые помогают малышам развеселиться и начать осваивать основные виды движения. Вместе с детьми мы играли в подвижные игры («Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Мишка косолапый» и др., проводили пальчиковую гимнастику( «Мы капусту рубим», «Дом», физкультминутки, игры с обыгрыванием («Ладушки-ладушки», «Сорока-сорока»). Главная цель всех игр -наладить доверительные отношения, развеселить малыша и вызвать желание приходить в детский сад и играть. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику, а значит и развивает речь, знакомит с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами проводили каждый день.
В своей работе обязательно используем заводные игрушки, народные игрушки (пирамидки, матрёшки и т. п.). В свободную деятельность мы учились собирать пирамидки, играли с мозайкой (напольной и настольной, собирали пазлы («Маша и медведь», проводились игры со строительным материалом (цель которых- развитие творческих способностей детей, учить строить несложные постройки и обыгрывать их). Наличие строительного материала разного цвета, размера и формы позволяет расширить и обогатить игровой опыт ребёнка.
Работа с родителями.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Для родителей обновлялась информация в родительском уголке. Для них были подготовлены такие консультации как:
-«Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду»;
-«Роль родителей в адаптации ребенка к детскому саду»;
-«Адаптация ребенка к детскому саду»;
-«Первые дни в ДОУ»;
-советы родителям «Для вновь поступивших детей» и другие.
Форма работы с родителями.
С родителями по вопросу адаптации детей проводились индивидуальные беседы, консультации. Некоторым родителям детей воспитателями были даны советы и рекомендации по адаптации.
Для родителей были подготовлены консультации об особенностях данного возраста («Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни», «Возрастные особенности детей третьего года жизни») и рекомендуемых развивающих игр («Игры, направленные на развитие мелкой моторики», «Пальчиковые игры для малышей»).
Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.
Успешная адаптация ребенка в детском саду зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Практика показывает, что дети, родители которых воспринимают сад как единственный и самый оптимальный вариант, посещают его значительно лучше. А именно: они реже капризничают по утрам, гораздо легче адаптируются к режиму и требованиям детского сада, и даже реже болеют. Для этого, просто родителям необходимо понимать, значимость детского сада в жизни ребенка, не бороться с мучительными сомнениями: «А может быть, все – таки не надо?», и проводить с ребенком соответствующую подготовительную работу.
Специалисты выделяют несколько степеней тяжести прохождения адаптации к детскому саду :
-легкая адаптация,
-средняя адаптация,
-тяжелая адаптация,
-очень тяжелая адаптация.
Чаще всего причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада могут быть :
• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
• неумение занять себя игрушкой.
.наличие у ребенка своеобразных привычек.
• несформированность элементарных культурно – гигиенических навыков.
• отсутствие опыта общения с взрослыми и сверстниками.
С 1 июня по 28 ноября 2014 г. в первую младшую группу «Цыпленок» приняты 16 детей в возрасте от 1,7 до 3 лет (один ребенок выбыл). На каждого ребенка заполнялись адаптационные листы. У некоторых детей процесс адаптации прошел в легкой форме (Даша, Женя, Ева). Наиболее тяжелая форма адаптации у Ромы, Насти. У большинства детей средняя степень адаптации. В настоящее время все дети прошли адаптацию к условиям ДОУ.
Таблица адаптации детей к условиям ДОУ.
Степень адаптации Кол-во детей Кол-во детей
легкая степень адаптации 4 10
средняя степень адаптации 9 3
тяжелая степень адаптации 2 1
начало проекта июнь-сентябрь 2014г. конец проекта ноябрь 2014 г.
Выводы.
Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей первой младшей группы «Цыпленок» прошел успешно. Степень адаптации в основном лёгкая и средняя (только у одного ребенка тяжелая форма адаптации, причина- редко посещает детский сад). У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.
Работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.
Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.