Дарья Лукина
Освоение весенних закличек с учащимися ансамбля русской песни «Перезвон»
Освоение весенних закличек с учащимися ансамбля русской песни
ГБУ ДО ДДТ «Современник»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Музыкально-художественный отдел
Ансамбль русской песни «Перезвон»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема:
«Освоение весенних закличек
с учащимися ансамбля русской песни «Перезвон»
Составитель:
Лукина Дарья Сергеевна,
педагог дополнительного образования
ансамбля русской песни «Перезвон»
Публикация «Освоение весенних закличек с учащимися ансамбля русской песни „Перезвон“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Закличка. Народные заклички
- Песни. Все материалы на тему песен
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ГБОУ ДОД ДДТ «Современник»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2020-2021 учебный год
Методическая разработка по теме: «Освоение весенних закличек с учащимися ансамбля русской песни «Перезвон».
Целевая аудитория: учащиеся 2-го года обучения ансамбля русской песни «Перезвон» ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль «Перезвон»
Цель: познакомить учащихся с обрядом закликания весны, народным месяцесловом. Разучить веснянки, заклички. Освоить приёмы игры на музыкальных инструментах – глиняных свистульках.
Задачи:
- в беседах совершенствовать лексический запас, закреплять понятия: веснянка, календарь;
- рассказать о весенних праздниках и обрядах встречи весны;
Средства оснащения занятия:
Настенный календарь «Круглый год», музыкальные инструменты – глиняные свистульки, обрядовое печенье в форме птичек, музыкальный центр, аудиозаписи (пение птиц).
Правила, выписанные на доске (или таблицах) :
Календарь – это система исчисления промежутков времени года.
Веснянки – это старинные обрядовые песни призыва весны, заклички.
Примечание:
Целесообразно проведение занятия в марте, соответственно датам народного календаря.
Ход занятия.
Учащиеся в учебном кабинете, предназначенном для занятий по предмету «Вокальный ансамбль» сидят на стульях, расставленных полукругом.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята.
Сегодня мы познакомимся со старинными русскими обрядами встречи весны, разучим веснянки, познакомимся с игрой на русских традиционных музыкальных инструментах – глиняных свистульках.
Рассказ педагога. После праздника Масленица (Масленица зиму провожает, весну встречает) в старину весну зазывали. Выходили красные девицы на пригорки и пели веснянки. Дети и девушки влезали на крыши строений, собирались на пригорках и начинали весну кликать, гукать. А эти яркие коротенькие песенки, в которых обращаются к весне, к птицам, к воде, к солнцу, - называются веснянками, закличками.
Приди к нам, Весна, с радостью!
Приди к нам, Весна, с милостью!
С овсом, ячменём,
С просом, с гречей!
С калиной. С малиной,
С чёрной смородиной!
С рожью зернистой,
С пшеницей колосистой!
Дай, Весна, годы добрые!
Годы добрые, хлебородные!
Разучивание веснянки «Весна - красна».
На чём пришла?
На сохе, на бороне,
На зелёненькой траве!
Рассказ педагога. Обычай встречи весны очень древний, существует с тех далёких времён, когда люди ещё не могли объяснить смену времён года, явления природы.
1. Как вы думаете, для чего пели веснянки?
( Ответ: веснянки пели для того, чтобы ускорить приход весны, чтобы становилось теплее).
Рассказ педагога. Наши предки считали, что их песни имеют логический смысл и для того, чтобы стало тепло, надо обязательно позвать весну.
Очень часто исполнение веснянок сопровождалось игрой на духовых инструментах – глиняных свистульках, которые имеют самую разнообразную форму и раскраску. Наибольшее распространение получили «петушки» и «кони». Свистульки обычно с тремя-четырьмя игровыми отверстиями – ладами.
Освоение учащимися игры на русских традиционных музыкальных инструментах – глиняных свистульках
• Звучат мелодии, исполненные на глиняных свистульках.
Рассказ педагога. Обратимся теперь к народному календарю. Потребность измерять время возникала у многих народов, как только осознавалась периодичность явлений природы (смена времён года, дня, ночи). Славяне не были исключением. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами (век, год, месяц, ночь, день, сумерки, и другие).
Загадка.
Стоит город. В городе 12 башен. В каждой башне по 4 окошка. Из каждого окошка по 7 выстрелов.
Задание.
Объясните, что это за город? Почему в городе 12 башен? Почему в каждой башне по 4 окошка? Почему из каждого окошка по 12 выстрелов?
( Ответ: это круглый год, в котором 12 месяцев, в каждом месяце 4 недели, а в каждой неделе 7 дней.)
Народный календарь – сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, произведения устного народного творчества, установившиеся нормы общественной жизни и многое другое.
Вопрос учащимся :
- Может быть, кто-то из вас знает, с какого месяца начинался новый год у древних славян?
( Ответ: новый год начинался с марта, первого весеннего месяца).
На Руси до середины 14 века Новый год начинался вместе с пробуждением природы – весной. Отсюда происходит и название февраля – сечень, - он отсекал один год от другого.
Разучивание веснянки: «Жаворонки».
Жаворонки! Жаворонки! Прилетите!
Весну красну, весну тёплу принесите!
Галки, галки! Принесите по палке!
Синицы, синицы! Принесите по спице!
Утки, утки! Принесите по дудке!
Рассказ педагога. В день 22 марта, в каждом доме пекли печенье в форме птички, часто называя его жаворонок. Иногда, приготовляя из теста птичек, запекали в одну из них небольшую монетку. Птичек пекли столько, сколько человек в семье. Тот, кому доставалась птичка с запечённой в ней монеткой, - считался счастливым человеком на весь год, и ещё он становился первым засевальщиком.
Сегодня на занятии мы тоже попробуем печёных жаворонков и найдём среди нас счастливчика.
Ученики раздают печенье. Исполняют веснянки и съедают печенье в форме птичек.
Звучат голоса птиц (в записи).
Организационный момент завершения занятия.
Педагог.
Дорогие ребята, настало время подвести итоги занятия.
Сегодня на занятии мы все вместе:
• разучили веснянки;
• познакомились с игрой на русских традиционных музыкальных инструментах – глиняных свистульках;
• познакомились с обрядом закликания весны;
• познакомились с загадкой о временах года.
Дорогие ребята, есть ли у вас вопросы? (Педагог отвечает на вопросы учащихся).
В завершении занятия педагог предлагает ребятам исполнять со сверстниками веснянки, с которыми познакомились на занятии. Рассказать об обрядах закликания весны своим родным и знакомым.
Педагог.
Наше занятие окончено. Всего вам доброго. До свидания.
Список литературы.
1. Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки, М. Роман-газета, 1994
2. Некрылова А. Ф. Круглый год, М. Музыка, 1995
3. Шангина И. И. Русские традиционные праздники, СПб, 1997