Светлана Борсук
Осуществление дифференцированного подхода в процессе музыкальной деятельности детей
▼ Скачать
Осуществление дифференцированного подхода в процессе музыкальной деятельности детей.
В настоящее время мы наблюдаем, что в обществе происходят социальные изменения, которые приводят к разрушению стереотипов традиционного мужского и женского поведения. Поэтому в современной педагогике очень важно осуществлять дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Дети всегда неосознанно перенимают поведение взрослых. И если взрослый демонстрирует модель поведения несоответственную его полу, то можно наблюдать, как меняются внутренние психологические позиции детей, их сознание. Иногда посмотрев на детей старшей группы, можно увидеть боязливых, ранимых мальчиков, которые не могут за себя постоять, лишены эмоциональной устойчивости, выносливости. Культура поведения по отношению к девочкам у них отсутствует.
Публикация «Осуществление дифференцированного подхода в процессе музыкальной деятельности детей» размещена в разделах
Гендерное воспитание надо начинать в детском саду, когда с 4-х до 7-ми лет формируется гендерная устойчивость, то есть детям становится понятно: мальчики станут мужчинами, а девочки – женщинами.
Мальчик и девочка – два разных мира, воспитывать одинаково их нельзя. Опыт народной педагогики всегда учитывал гендерные особенности детей. Чтобы прогнозировать будущее, мальчика после рождения заворачивали в рубаху отца, а девочку – в рубашку матери. В крестьянских семьях с 3-х лет ребенка сажали за общий стол. Мать брала на колени девочку, отец – мальчика. Очень полезно обращаться к фольклору, к накопленной народом педагогической мудрости, потому что именно в сказках, народных играх содержится мудрость, которая поможет ребенку овладеть ценностями и способами поведения соответственно своему полу.
Вообще маленькие дети как-бы запрограммированы на правильное поведение в соответствии со своим полом. Мы, музыкальные руководители, неоднократно замечали, что 1,5 годовалые девочки охотно танцуют с платочком, цветочком. А их ровесники мальчики любят музыкальные игры с машинкой, самолётиком, а к вышеперечисленным атрибутам быстро теряют интерес. Для поддержания этой природной правильности следует учитывать гендерные различия во всех сферах детской деятельности, в том числе и на музыкальном занятии.
В процессе музыкальной деятельности музыкальный руководитель имеет возможность осуществлять дифференцированный подход. И это является одной из важнейших педагогических задач. Именно на музыкальном занятии можно и нужно учить мальчиков красиво приглашать девочку на танец, вести её в круг, а после танца провожать на место.
Следует учить детей приходить на помощь девочкам и воспитателям, когда требуется принести или унести стулья, то есть акцентировать внимание на мужских качествах.
При построении круга обращать внимание на то, чтобы не было разобщённости между мальчиками и девочками, воспитывать умение ладить друг с другом, прислушиваться. Акцентировать внимание на том, что в круге нет первого и последнего.
Чтобы дети испытали и пережили определенные чувства, характерные своему полу, частично можно дифференцировать музыкальный материал. Например, песня «Ты не бойся, мама» всегда вызывает у мальчишек чувство гордости, смелости, отваги. Для девочек, с целью вызвать чувство заботы, ласки, сочувствия, хорошо сыграть «Болезнь куклы» Чайковского.
Мероприятия, проводимые музыкальными руководителями в детском саду, также могут подчеркнуть либо силу, ловкость, смелость ребят (Турнир отважных воинов, либо такие качества, как нежность, теплота, забота (День матери).
При работе с детским оркестром девочкам лучше дать колокольчики, а мальчикам – молоточки.
Таким образом, следует незаметно, но постоянно подчёркивать гендерные различия детей с целью формирования истинно мужских и женских качеств, чтобы будущие мужчины и женщины соответствовали своей сути.