Ася Левашова
Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду.
Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Публикация «Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми.
В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия, развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.
На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр.
В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм. При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.
В содержание работы с детьми ОВЗ входят :
Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий инструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;
Мотивация на улучшение результатов (похвала);
Релаксация во время занятия;
Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Практика показала, что на физкультурных занятиях при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки
- закреплять представления детей об окружающем мире;
- обогащать словарь ребёнка;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине. и др. ;
- закреплять количество и счёт;
- ориентировку в пространстве.
Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе инструктора ФК.
Тесное взаимодействие инструктора, воспитателя, логопеда и медицинского персонала – это главный принцип работы с детьми ОВЗ.
1. Коррекционное направление адаптивной физической культуры с проблемными детьми обеспечивает физическое, познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей.
2. Обучение детей с нарушениями в развитии по адаптивной физической культуры – это эффективный путь к успешной интеграции детей с ОВЗ.
3. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности.
Формы работы на занятиях достаточно разнообразны: систематические,
индивидуальные, соревновательными и игровыми. Одни формы
организуются педагогом физической культуры самостоятельно, другие после
обсуждения и рекомендаций других специалистов. На занятиях
присутствуют воспитатели, участвующие в процессе занятия. Это дает
возможность более эффективного включения некоторых воспитанников в
процесс обучения. При работе с данной группой детей необходимо
использовать наглядно-действенные способы работы для объяснения того
или иного упражнения, так как обращенная речь доступна не для всех детей.
На занятиях физической культуры в детском саду действия инструктора
физической культуры и воспитателя должны быть слажены. При
ознакомление детей с новыми упражнениями инструктор по физической
культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель
следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает
ребенку действием – направляет, поддерживает или исправляет неверно
выполненное движение. Функция воспитателя - оказание индивидуальной
помощи ребенку, который в ней нуждается.
Большое значение имеет физкультурно-оздоровительная работа с детьми
ОВЗ. Упражнения на дыхание, закаливание, массаж, ходьба по корригирующим дорожкам оказывают стимулирующее воздействие на
физиологические системы детей. Оказывая благоприятное воздействие на
психологическое и физическое состояние, как здоровых детей, так и детей с
ОВЗ. Эта работа должна вестись не только во время физкультурного занятия,
но и в продолжительности всего дня (утренняя гимнастика, динамические
паузы, подвижные игры на прогулке, гимнастика после дневного сна,
физкультминутки).
Необходимо уделять большое внимание режиму двигательной активности
детей с ОВЗ. Потому что утомление у таких детей может произойти раньше,
чем у здоровых ребят. При наличии признаков утомления (значительное
покраснение кожи, напряженное выражение лица, выраженное
потоотделение, дыхание резкое и поверхностное) нагрузку следует
уменьшить. Заключительная часть занятия должна закончиться
упражнениями на расслабление или элементами аутотренинга, чтобы
успокоить детей. Занятия физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития.
На фото:
-Упражнения на гимнастической скамейке на развитие равновесия, координационных способностей и укрепления мышечного корсета спины
- упражнения с обручами
Упражнения с обручем – это прекрасное средство для развития координации, быстроты, двигательной реакции, точности движений. Упражнения с обручем увеличивают силу рук, особенно пальцев и кисти, эффективно влияют на формирование правильной осанки.
-лазание
Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки, способствует познанию ребенком окружающей среды.
Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.
«Мы все нужны друг другу»
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учереждении №91 «Детский сад», осуществляется работа по физическому развитию, как обычных детей, так и детей с ЗПР, т. е. детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Данные дети не имеют серьезных противопоказаний против занятий физической культурой, но требуют особый подход в работе с ними.
Дети с ЗПР относятся к группе детей с особыми образовательными потребностями. Такие дети являют собой очень разнообразную группу. Их физические возможности могут проявляться как в форме расторможенного, двигательно-беспокойном, так и скованном, заторможенном поведении (аутисты и дети с СДВГ (синдром двигательной гиперактивности).. Эта группа, по сути, является инклюзивной т. к. функционирует в рамках массового детского садике и объединяет детей с различными диагнозами. На своих занятиях инструктор физической культуры, должен выбирать различные способы коррекции для каждой подгруппы детей. Поэтому на занятиях необходимо учитывать специфику психики и здоровья каждого ребёнка.
1. Изучив программу «Истоки» массового детского сада соответствующую требованиям ФГО
2. Программа для детей с ЗПР (Кузнецова, Колесникова);
3. Планирование коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя- логопеда (Н. В. Нищева);
4. Опыт работы по реализации инклюзивного образования;
5. Методическую разработку «Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии»
Был создан перспективный план работы коррекционной группы.
Особенности нашей группы : объединяет детей с 4-7 лет со следующими особенностями :
• Дети со сниженным интеллектом;
• Дети ЗПР;
• Дети с нарушение зрения;
• Дети с нарушениями двигательной сферы;
• Дети- аутисты;
• Дети с СДВГ;
• Дети с тяжелыми нарушениями речи.
Формы и методы работы на занятиях физической культурой.
• Групповое занятие;
• Подгрупповое;
• Индивидуальные;
• Факультативные с родителями;
• Элементы адаптивной физкультуры;
• Минуты релаксации;
• Элементы логоритмики.
При организации занятий программа физических нагрузок имеет упрощённый вид для сложно координационных упражнений, упражнений, включающих в себя прыжки и подвижные игры. Мы стараемся не использовать сложно координационные упражнения в работе с детьми, т. к. дети затрудняются выполнить данные упражнения и будут выполнять их неправильно, что может впоследствии привести к травматизму. Подвижные игры представляют собой два-три правила доступных для понимания воспитанников.
Проводя работу с семьей ребенка ООП по двигательному развитию, родителям рекомендуется повторять игры и упражнения, применяемые на занятиях в домашних условиях. С этой целью для них проводятся групповые консультации, семинары, практические занятия, на которых они знакомятся с организацией двигательной активности ребенка. Это вносит вклад в коррекционную работу детского сада.
Специфика занятий физкультурой с детьми с ООП заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья. Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Это делает занятия коррекционно развивающими.
Деятельность по физическому развитию направлена на решение задач двух типов:
1. Общепедагогические задачи: укрепление здоровья ребенка; развитие произвольных движений; профилактика соматического здоровья; закаливание организма.
2. Коррекционные задачи: создание развивающей среды, комплекса условий, стимулирующих психомоторное развитие; осуществление системы коррекционных мероприятий, направленных на развитие произвольных движений и коррекции общей и мелкой моторики
От педагога физкультуры требуются знания основных дефектов, их проявлений, сопутствующих заболеваний, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Данные знания необходимы педагогу для того, чтобы не навредить здоровью, а также выявить потенциальные возможности ребенка, определить оптимальный путь развития и коррекции. Для более эффективной работы в данном направлении педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с логопедом, психологом, воспитателями, педагогом по ЛФК, массажистом.
Работая с детьми с ООП мы используем такой эффективный метод, как логопедическая ритмика. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
развитие слухового внимания;
развитие пространственной организации движений;
развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
формирование и развитие кинестетических ощущений;
воспитание выразительности и грации движений;
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
развитие чувства ритма;
воспитание умения перевоплощаться, и т. д
Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.
В процессе обследования возможностей детей, мы применяем диагностики для детей с ЗПР. Вместе с тем жизнь заставила нас предъявлять нашим детям более простые методики обследования. Поскольку дети нашей группы в 90% просто не умеют даже ходить друг за другом, не могут выполнить элементарных речевых инструкций или выполняют их с пятого повтора, не могут подбросить и поймать мячик, и т. д. Это заставляет нас опираться на требования программы более младшего возраста, чтобы постепенно в процессе обучения добивать выравнивания стартовых возможностей детей в сравнении со здоровыми сверстниками
На своих занятиях педагог физической культуры должен проводить диагностику степени физического развития в начале и конце учебного года. Следует подчеркнуть, что применение диагностик мы осуществляем в строгом соответствии с требованиями ФГО. Благодаря результатам входной диагностики выявляются основные проблемы развития, и создается образовательный маршрут. Таким образом, в работе используется компенсаторный принцип воздействия, заключающийся в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет активного использования сохранных функций.
Дети с ООП испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности. И наоборот дети с СДВГ нуждаются в применении релаксирующих действий
Формы работы на занятиях достаточно разнообразны: основные виды движений и гимнастики не меняются на протяжении месяца, индивидуальные (в процессе групповой работы, облегченное задание для вновь поступившего ребенка в данную группу, либо с более тяжелым диагнозом, соревновательными и игровыми (внутри группы). Одни формы организуются педагогом физической культуры самостоятельно, другие после обсуждения и рекомендаций других специалистов. А также на занятиях присутствуют воспитатели и специалист (диффектолог, психолог и др., участвующие в процессе занятия. Это дает возможность более эффективного включения некоторых воспитанников в процесс обучения. При работе с данной группой детей мы используем наглядно-действенные способы работы для объяснения того или иного упражнения, так как обращенная речь не всегда доступна для всех детей. Осуществляя преемственность в работе с воспитателями мы организуем спортивные уголки в группах и консультируем их по работе со спортинвентарем в группах и на участках.
Успешности работы по двигательному развитию способствует создание адекватной возможностям ребенка с ООП охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности, в том числе двигательной. Коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Занятия физкультурой для детей с ООП является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развитии.