Валентина Ивановна Филатова
Особенности воспитания интереса к школе детей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания интереса к школе детей старшего дошкольного возраста.
В статье определенна специфика успешности воспитания интереса детей к школе. Особое внимание уделяется воспитанию интереса к школе через игру, беседу, примеры школьников.
Ключевые слова: ребенок – дошкольник, интерес, деятельность, сюжетно – ролевая игра, творческая игра.
Публикация «Особенности воспитания интереса к школе детей в подготовительной группе» размещена в разделах
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что идея воспитывать интерес у ребенка к школе сегодня особенно востребован, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных нормативными документами, а также тем, что школа должна опираться на стремление детей учиться.
Проблеме воспитания интереса к школе уделяли внимание многие ученые. Проблема интереса в целом изучена с разных сторон. Как считается интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает приязнь, предрасположенность к какой-то деятельности.
Проблеме интереса к школе уделял внимание Я. А. Коменский [90]. В «Избранных педагогических сочинениях» ученый отмечал, что хорошо будет разъяснить детям, какое это прекрасное дело посещать школу и учиться. Ведь из таких детей выходят важные люди, начальники, доктора, сенаторы и пр., все выдающие, славные, богатые и мудрые люди, к которым относительные должны относиться с почтением. Таким образом, гораздо лучше посещать школу, чем дома томиться от безделья. Затем учение не есть труд, но забава с книгами и пером гораздо приятнее сахара. [90 стр. 27].
Концепции интереса к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец,
А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская и др. Они включают в понятие интереса к обучению понимание смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Исследователь С. Т. Шацкий уделял серьёзное внимание проблеме интереса в обучении. Но он не избежал противоречий: с одной стороны, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к окружающей среде. И, тем не менее, С. Т. Шацкий считал, что школа должна опираться на стремление детей учиться. Это он называл жизненным импульсом, который необходимо укреплять и продолжать. [90].
Исследователь Ш. А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики Грузии под руководством Ш. А. Амонашвили разработаны психолого - педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение и т. д.).
Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности, что позволяет творчески работающим воспитателям успешно формировать и развивать интересы детей к школе, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Как считают исследователи необходимо формировать у старших дошкольников образ школы как образ желаемого будущего, тем самым обогатить детские представления и снять присутствующую у части детей неуверенность и настороженность по поводу предстоящего обучения в школе. Именно на эти условия должны в первую очередь указывать существенные признаки воспитания интереса к школе, которые в каждой из областей человеческого знания будут иметь свои характерные особенности.
В нашем исследовании внимание направлено на формирование положительного образа ближайшего будущего у старшего дошкольника. Оно должно осознаваться взрослыми (педагогами и родителями) как особая задача подготовки к школе, требующая определенных средств и методов и решаемая комплексно в единстве развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и поведенческих сторон личности будущего школьника. Главное, чтобы в развитии интереса детей к школе не было формализма, чтобы школьная перспектива, входя в содержание образовательного процесса, связывалась, в первую очередь, с увлекательными делами детей, с переживанием ими ощущения своего взросления, возрастания самостоятельности, с развитием уверенности в себе, стремлением к школьному обучению.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы [RG.RU] (в соответствии с приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013г. № 1155) и к условиям её реализации (приказ Министерства образования науки России от 14.11.2013 № 30384) становятся актуальными вопросы связанные с разными видами деятельности, преемственности различных ступеней образования.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования [п. 4.7].
Успешность воспитания интереса детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.
Исследователи Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю. Они не мыслили развития интереса к учению в отрыве от интересов к явлениям жизни, они органично слиты, их единство способствует формированию активного отношения к действительности.
Поддерживая интерес к играм на школьные темы, по ходу игры следует напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умения работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Однако не все, что дети узнают о школе, приводит к возникновению у них замыслов, перерастающих в творческую игру. Чтобы вызвать ее, особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью следует уделять таким явлениям, которые воздействовали бы на их чувства. Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и походу создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.
Необходимо не только сообщать, но и обращать их внимание на деятельность учеников, на их отношения между собой и с учителем. Рассказывать о лучших учениках, возбуждать желание подражать им. Хорошо, если кто-либо из таких учеников выступит перед детьми подготовительной к школе группы и расскажет об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают в лагере. Если школьники - частые также гости в подготовительной к школе группе, то, выполняя роли учеников в игре, они по ходу знакомят ребят с порядками в классе, требованиями учителя.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой.
Исследователь Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. В диалектике воспитательного процесса А. С. Макаренко показал единство содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами детского коллектива и интересами отдельной личности.
Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы о школе, рассказывая им интересные истории из жизни школы.
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. От того, как будет проведена наша работа, будет зависеть ее успешность и результативность. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так писал В. А. Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении. [90 стр. 373]
Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики. Такой вывод мы сделали, проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу.
Таким образом, особенности воспитания интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста одна из наиболее актуальных тем современной педагогики. Воспитание интереса к школе у детей может быть введен и станет эффективным в том случае, если каждый педагог будет понимать значение интереса, формы его осуществления, влияния на развитие способностей ребенка, становление его личности.
Литература
1. А. Г. Волостникова, - Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М., 1994 - С. 230
2. Д. Н. Годовикова, - Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. : Изд. 3-е, переработанное. Детство-Пресс, 2004.
4. История советской дошкольной педагогики : Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. ; Под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Просвещение, 1988 – 447 с.
5. История дошкольной педагогики : Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев и др. Под ред. Л. Н. Литвина. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989. – 352 с.
6. Н. А. Короткова, - Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - С. 208
7. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, - Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2010. - С. 80
8. М. И. Лисина, - Познавательная активность дошкольников. - М. : Просвещение, 1989. - С. 554
9. Методические советы к программе "Детство". - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - С. 304
10. Н. Г. Морозова, - Учителю о Познавательном интересе. М. : Значение, серия "Педагогика и психология", 1979. №2
11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2004. - С. 64
12. Н. Н. Поддъяков, - Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. - 2010. - №1.
13. Н. Н. Поддъяков, - Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996. - С. 176
14. Формирование познавательной активности дошкольников : Сборник научных трудов. - Шадринск, 1992. - С. 34
15. Г. И. Щукина, - Проблема познавательного интереса в педагогике. М. 1971. - С. 351
16. Г. И. Щукина, - Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. М., 1975. - С. 176