Ольга костик
Особенности включения музыки в НОД
▼ Скачать +Заказ
Особенности включения музыки в НОД
Физкультура и музыка
Роль физического воспитания детей в детском саду очень велика, по-тому что ни в какой другой период жизни физическое воспитание не свя-занно так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголе-тия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического фи-зического развития. Программа воспитания в детском саду предусматрива-ет умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.
Публикация «Особенности включения музыки в НОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вы-зывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Не-даром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоро-вья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальней-шем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности
Задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий – способ-ствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д.
Для эмоционального настроя, бодрого заряда активной деятельности ребенка на физических занятиях и утренней гимнастике используют му-зыку.
Этим вопросом были заинтересованы О. П. Радынова, А. И. Катинене О. А. Апраксина, В. В. Стасов, В. Ф. Шефлягина, С. И. Танеева, Т. Н. Батуринская, М. Г. Плохова, М. Л. Палавандишвили, В. И. Ядэшко, В. А. Сохин, Т. А. Ильина.
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает рабо-тоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем орга-низма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, ос-новных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характе-ром, средствами выразительности(7,с216)
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отве-чать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения. Музыкаль-ное сопровож-дение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целе-сообразно проводить под
музыку некоторые основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания, строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лаза-нье, метание в цель, прыжки в высоту, длину и др., использовать музыку не следует.
Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный ха-рактер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики, должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подби-рается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба вы-полняет другую функцию, снижает физиологическую нагрузку, соответ-ственно маршевая музыка будет спокойной, умеренной. Но на физкультур-ных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый ха-рактер.
Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учиты-вать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп пе-редвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпры-гиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с чет-кой фразировкой контрастного характера. Например, в «Марше» В. Агофон-никова спокойная мелодия, удобный умеренный темп, продолжительное вступление, дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами. Марш В. Соловьева-Седого «Стой, кто идет», имеет более сложное построение, короткое вступление, звучащее как сигнал, быстрый темп, и применяется только в ра-боте со старшими дошкольниками
Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника В прохладное утро надо слегка уско-рить темп выполнения физических упражнений, и, наоборот, в жаркое – снизить его. В этом случае гимнастику делать без сопровождения музыки
На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений некоторых общеразви-ваю-щих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры, могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физ-культурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключе-ния составляют некоторые подвижные игры) так как это требует дополни-тельных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания.
Применение музыкального сопровождения в процессе обучения фи-зиче-ским упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознаком-лении с движением, его показом музыка облегчает восприятие. После пока-за упражне-ния дается музыкальная характеристика.
Разучивание отдельных элементов движений проводятся без музыки, т. к. ее восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двига-тельными навыками и может привести к механическому их воспроизведе-нию. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопро-вождением. Такая методика обучения повышает точность, четкость выпол-нения движения, выразительность.