Получи документы

Особенности трудового воспитания детей 2–3 лет

Виктория Берсенева
Особенности трудового воспитания детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности трудового воспитания детей 2-3 лет

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Особенности трудового воспитания детей 2–3 лет» размещена в разделах

Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия. Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста.

Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем.

Задачи трудового воспитания в ясельной группе ДОУ:

1. Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).

2. Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.

3. Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок.

4. Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий

5. Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

В первой группе младшего дошкольного возраста используются такие виды труда :

• Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком, пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.

• Хозяйственно-бытовой труд : поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке; выполнение поручений по столовой (расставить салфетницы, разложить ложки).

Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной тряпочкой.

Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приё мами являются:

• Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д. Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь

• С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.

• Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».

• Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните два предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания. Взрослые должны поощрять не только положительные эмоции, но и проявление сочувствия, интереса к труду людей, которые окружают ребенка. («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей группе, чтобы стало чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).

• Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла, просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.

• Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.

• Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и другие.

• Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей : «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол». Малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом, малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.

• Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём. Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, разложить ложки и т. д.) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).Особенно важно на третьем году жизни привить навыки чистоты и опрятности. Малыш с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком. Ребёнку 2-3 лет под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде и т. д. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова. Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы.

• Знакомя детей 2-3 лет с профессиями, взрослыесообщают обобщённую, краткую информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди». Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду.

• Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса тряпочкй. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.

• Один из важных приемов воспитания положительного отношения к труду у детей 2-3 лет является использование художественного слова. Потешки, заклички, небольшие стихотворения помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности. Их использование будет удачным приёмом, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)

Предлагаем подборку потешек, которые можно использовать в различных режимных моментах при работе с детьми 2-3 лет.

Режимные моменты, действия детей : Потешки:

Умываются, моют руки

Чистая водичка

Моет Вове личико,

Танечке — ладоши,

Пальчики — Антоше.

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

Ты, дружок, меня послушай,

Очень важно не забыть:

Прежде чем садишься кушать

Руки с мылом нужно мыть!

После улицы, прогулки,

Перед вкусною едой,

Посещенья туалета

Руки ты всегда помой.

Стоит только кран открыть —

Потечёт водица.

Руки я могу помыть,

А могу умыться.

Я с водой дружу всегда

И люблю купаться.

Помогает мне вода

Чистым оставаться.

Убирают вещи Саша у нас зайчик,

Зайчик — побегайчик!

Зайчик Саша — скок-поскок,

Подберёт штаны, носок.

Свои вещи не теряет

И на место убирает.

Кто бросает вещи в беспорядке,

С тем они потом играют в прятки.

Одеваются

Умываемся мы чисто,

Одеваемся мы быстро.

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Расчёсываются

Бобик, ты такой лохматый,

Не причешешь шёрстку лапой!

На, возьми расчёску

И поправь причёску.

Принимают пищу

Хлеб и крошки не бросай

И друг друга не толкай.

Скатерть, платье не марай,

Рот салфеткой вытирай.

И красивый внешний вид

Даст хороший аппетит.

На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

План проведения Недели трудового воспитанияПлан проведения Недели трудового воспитания 13.02 13.00 Открытие недели трудового воспитания. Общешкольное мероприятие. - Устное народное творчество «Мир пословиц и поговорок,.

Положение о неделе трудового воспитанияПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности трудового воспитания детей 2–3 лет
Опубликовано: 19 июня 2024 в 07:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности трудового воспитания детей 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Берсенева (УИ 2214461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД