Виктория Берсенева
Особенности трудового воспитания детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности трудового воспитания детей 2-3 лет
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Особенности трудового воспитания детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.
Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия. Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста.
Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем.
Задачи трудового воспитания в ясельной группе ДОУ:
1. Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
2. Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
3. Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок.
4. Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий
5. Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
В первой группе младшего дошкольного возраста используются такие виды труда :
• Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком, пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
• Хозяйственно-бытовой труд : поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке; выполнение поручений по столовой (расставить салфетницы, разложить ложки).
• Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной тряпочкой.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приё мами являются:
• Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д. Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь
• С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
• Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
• Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните два предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания. Взрослые должны поощрять не только положительные эмоции, но и проявление сочувствия, интереса к труду людей, которые окружают ребенка. («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей группе, чтобы стало чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
• Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла, просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
• Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
• Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и другие.
• Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей : «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол». Малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом, малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
• Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём. Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, разложить ложки и т. д.) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).Особенно важно на третьем году жизни привить навыки чистоты и опрятности. Малыш с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком. Ребёнку 2-3 лет под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде и т. д. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова. Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы.
• Знакомя детей 2-3 лет с профессиями, взрослыесообщают обобщённую, краткую информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди». Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду.
• Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса тряпочкй. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.
• Один из важных приемов воспитания положительного отношения к труду у детей 2-3 лет является использование художественного слова. Потешки, заклички, небольшие стихотворения помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности. Их использование будет удачным приёмом, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
Предлагаем подборку потешек, которые можно использовать в различных режимных моментах при работе с детьми 2-3 лет.
Режимные моменты, действия детей : Потешки:
Умываются, моют руки
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке — ладоши,
Пальчики — Антоше.
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
Ты, дружок, меня послушай,
Очень важно не забыть:
Прежде чем садишься кушать
Руки с мылом нужно мыть!
После улицы, прогулки,
Перед вкусною едой,
Посещенья туалета
Руки ты всегда помой.
Стоит только кран открыть —
Потечёт водица.
Руки я могу помыть,
А могу умыться.
Я с водой дружу всегда
И люблю купаться.
Помогает мне вода
Чистым оставаться.
Убирают вещи Саша у нас зайчик,
Зайчик — побегайчик!
Зайчик Саша — скок-поскок,
Подберёт штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убирает.
Кто бросает вещи в беспорядке,
С тем они потом играют в прятки.
Одеваются
Умываемся мы чисто,
Одеваемся мы быстро.
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.
Расчёсываются
Бобик, ты такой лохматый,
Не причешешь шёрстку лапой!
На, возьми расчёску
И поправь причёску.
Принимают пищу
Хлеб и крошки не бросай
И друг друга не толкай.
Скатерть, платье не марай,
Рот салфеткой вытирай.
И красивый внешний вид
Даст хороший аппетит.
На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.