Ирина Дубина
Особенности темперамента у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
На сколько известно, есть четыре типа темперамента, которые по своему преобладанию делят людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Темперамент – это врожденное качество, определяемое особенностями нервной системы. Этих особенностей три – сила, уравновешенность, подвижность. Поэтому мы можем охарактеризовать холерика как сильного, уравновешенного, подвижного; сангвиника как сильного, уравновешенного, подвижного; флегматика как сильного, уравновешенного, инертного; меланхолика как слабого, неуравновешенного, инертного, по особенностям нервной системы тип темперамента. Говоря о темпераменте мы говорим о зрелом, взрослом человеке, однако для ребенка эта тема также имеет смысл, поскольку в дошкольном возрасте он формируется и мы можем повлиять на его формирование и сгладить острые углы, направить ребенка в нужном ему направлении.
Публикация «Особенности темперамента у дошкольника» размещена в разделах
Так, если говорить о конкретных примерах и характеристике, то классическим примером является реакция детей (примерно 5-6 лет) разных темпераментов на отказ покупать понравившуюся игрушку в магазине. Холерик на это отреагирует бурным всплеском негодования, отражающегося на поведенческом уровне, может убежать и т. п. Поэтому в этот момент желательно не терять ребенка из виду. Сангвиник легко переключится на дальнейшее рассматривание игрушек и продолжит совместный поход будто ничего необычного не произошло, ну, нет, так нет. Флегматик равнодушно поставит игрушку на место и последует с вами дальше. Меланхолик же горько заплачет, но реакция не бурная, а больше похожа на навязанное смирение.
Конечно же из этих примеров нам заметны негативные проявления некоторых темпераментов, но и у других тоже есть негативные моменты кое в чем другом. Например, сангвиник может прекрасно хитрить, добиваясь своего. Например, когда вы просите его застелить кровать или помыть посуду и т. п. он может сказать: «Мам, можно я расчешусь?» или «Можно съесть вон ту конфету?» или «Можно я немного полежу?» или «Можно в туалет?». Короче кучу поводов, чтоб не делать то, что ему не нравится. Поэтому важно приучать его к порядку и к выполнению определенных обязанностей, соответственно к ответственности. Дисциплина и порядок в разумных пределах не дадут этому чаду выйти за рамки социально-нравственного поведения. Т. к. именно из таких людей может вырасти как преуспевающий в своем деле гражданин, так и вор, шарлатан.
Что же меланхолики? Да, действительно, что дано, с тем и надо приспосабливаться жить. Поэтому меланхолика необходимо всячески щадить и жалеть, избавляя его от нежелательных негативных эмоций; не нужно давать ему непосильных для него поручений и заданий. Если с другим типом темперамента ребенку будет нормально нарисовать все по правилам, то ребенку-меланхолику нужно тоже рисовать все по правилам, но в разы меньше без высоких требований к его работе, у него свой предел, а если требуете, то всячески подбадривайте, поощряйте, поддерживайте, создавайте ситуации успеха и т. п.
У флегматиков тоже есть с чем работать. Не нужно рассматривать их равнодушие, спокойствие как в целом благо для родителей и «золотого» ребенка. Все дети золотые. Это его качество не избавляет родителей от занятий с ним, хотя и кажется пусть посидит один, ему так лучше. На самом деле, нет не лучше. Просто у флегматиков достаточно сил чтоб с этим справляться, да он может рисовать нолики в каждой клеточке тетради длительное время, но желательно также как и других детей занимать его внимание чем-то полезным и интересным. Флегматик может справиться с большим объемом работы если ему дать время, но ребенку лучше не зацикливаться на чем-то одном, он должен развиваться разносторонне, учитывая возможности своего темперамента.
Холерика необходимо учить доводить начатое дело до конца. У него много энергии и сил, но он может их растратить отвлекаясь на затрагивающие его эмоционально моменты других обстоятельств и начиная новое дело не закончив начатое. Поэтому важно удерживать его внимание пусть на коротком занятии, но до конца.