Ирина Петроченко
Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современной дошкольной педагогике семья рассматривается как основной фактор, определяющий личность ребенка дошкольного возраста.
В семье под влиянием любящих взрослых закладываются основы всех
Раздел 5. Проектирование педагогического процесса 425
сторон развития дошкольника. Именно семья способствует в первую
очередь сохранению и укреплению здоровья ребенка и его физической
формы, определяет успешность интеллектуально-речевого развития
и детской любознательности, помогает раскрыться способностям дошкольника и формирует художественные вкусы.
Публикация «Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Особую роль семья, родственники играют в социализации ребенка.
Именно родителям в первую очередь хочет подражать ребенок, он разделяет и сохраняет их взгляды, установки, интересы, образцы поведения,
приобщается к семейным традициям.
При полноценном общении с близкими в семье у ребенка пробуждаются активность, инициативность, открытость по отношению к другим
людям. Необходимо помнить, что у дошкольника любая социальная
потребность прямо или косвенно преобразуется в потребность в общении с родителями, их любви, внимании, принятии.
Воспитание дошкольников в семье имеет ряд особенностей, о которых
важно помнить педагогу дошкольного учреждения.
Семейное воспитание носит эмоционально-личностный характер.
Оно изначально строится на безусловной любви родителей к ребенку
и ребенка к родителям. Кроме того, именно в семье воспитание носит
индивидуальный характер не только по своим формам, но и по содержанию. Даже если в семье несколько детей, воспитательное воздействие
родителей всегда ориентировано на конкретного ребенка, сына или дочь,
с присущими ему особыми достоинствами и недостатками.
В отличие от педагогического процесса в образовательном учреждении, воспитание в семье происходит в ходе организации повседневной
жизни — совместных дел, игр, разговоров близких с ребенком. Можно
сказать, что ребенка дома воспитывает весь уклад жизни семьи, в нем
так или иначе участвуют все близкие люди, окружающие ребенка, —
родители, бабушки и дедушки, братья и сестры.
Методы семейного воспитания — это способы взаимодействия родителей с детьми, с помощью которых осуществляется целенаправленное
педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. На
выбор родителями методов семейного воспитания влияет множество
факторов: личностные особенности родителей, их сознательные и бессознательные установки касательно эффективности отдельных методов
воспитания, особенности взаимоотношений взрослого с ребенком,
педагогическая культура родителей и др.
В семейном воспитании дошкольников используются такие методы,
как личный пример родителей, объяснение, беседа, убеждение; требование, контроль; приучение, упражнение; поощрение, наказание. Особое
место в методике семейного воспитания занимает игровой подход как
условие успешного применения различных методов.
Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной поведенческой особенностью дошкольников,
Раздел 5. Проектирование педагогического процесса 427
как подражательность. Они с удовольствием копируют манеру
говорить, стиль общения, привычки старших. Таким образом дети
накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружающему. Со временем образ жизни семьи становится и образцом для
подражания взрослеющих детей. Однако личный пример становится
действенным методом семейного воспитания, если ребенок почувствует необходимость следования ему и если попадет в условия этой
необходимости.
Можно выделить следующие условия педагогически грамотного
применения методов семейного воспитания :
— соответствие содержания методов возрасту и индивидуальным
особенностям ребенка;
— выбор методов воспитания на основе уважения взрослыми личности дошкольника;
— согласованность методов воспитания, используемых разными
членами семьи;
— сочетание разнообразных методов воспитания.