Ирина Зиберт
Особенности реализации инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности реализации инклюзивного образования в МБ ДОУ «Детский сад №173», г. Новокузнецк.
Условиями успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов является получение образования, благодаря которому обеспечивается их полноценное участие в жизни общества, эффективная самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Публикация «Особенности реализации инклюзивного образования» размещена в разделах
Нередко оказывается так, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной системе образования призвано решить инклюзивное образование Необходимость инклюзивного образования возникла и в нашем детском саду.
Основным психологическим «барьером» являлся страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Необходимо было подготовить педагогические кадры. Администрация проводила работу с педагогами, педагоги с родителями. Также педагогические кадры должны были пройти специальное обучение. Требовалось создать материальную базу для инклюзивного обучения. Не было кабинетов для специалистов, специально оборудованных групп для детей с ОВЗ, наглядных и учебных пособий. Сейчас в детском саду работает дефектолог. Основные направления работы дефектолога можно посмотреть в приложении.
Большой проблемой оставалась работа с родителями. Существует три категории родителей, имеющих детей с ОВЗ: 1) не понимают до конца серьезность и суть имеющегося у них коллегиального заключения ПМПК о поставленном диагнозе; 2) не хотят это понимать – предпочитают «позицию страуса»; 3) социально - дезадаптированные родители. К такой категории относятся родители, ведущие асоциальный образ жизни (не работающие, принимающие алкоголь, сами имеющие отставание в умственном развитии, живущие в антисанитарных условиях). Как правило, эти родители многодетные, что тоже осложняет должное воспитание и обучение.
Для работы с детьми с ОВЗ требовались специалисты, имеющие коррекционное образование : учитель-дефектолог, учитель-логопед и психолог. Но эта проблема благополучно разрешилась.
Одним из важнейших направлений методической работы явилась разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, где подробно рассмотрена работа по всем областям образовательной деятельности (см. Приложение). Этому вопросу были посвящены семинар-практикум «Разработка АОП и АООП» и индивидуальные консультации для педагогов, а также посещение городских обучающих семинаров: «Как с нуля написать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, посещающего образовательные учреждения в рамках инклюзивного образования», «Разработка рабочих программ логопедической направленности как компонента АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС». Вопрос нормативно-правового регулирования функционирования групп комбинированной направленности рассматривался на вводном педагогическом совете, обсуждались должностные обязанности и взаимодействие воспитателей со специалистами. Был утвержден план введения и реализации инклюзивного образования.
Информация по реализации инклюзивного образования была предоставлена родителям на первом собрании. Родителям было разъяснено понятие инклюзии, формы работы с детьми, а также были представлены педагоги, работающие с детьми с ОВЗ. В нашем учреждении на сегодняшний день работают: воспитатели, прошедшие курсы по работе с детьми с ОВЗ, музыкальный руководитель, педагог – дефектолог, логопеды, психолог.
В работе с родителями детей с ОВЗ наиболее эффективна модель сотрудничества, партнерства, что невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений. Помимо традиционных форм работы с родителями педагоги предложили им еще и примерные правила для родителей, воспитывающих «особого» ребенка. На наш взгляд, чем больше родителей будут следовать им, тем более гармоничной будет жизнь семьи, в которой растет и воспитывается такой ребенок. Существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями здоровья в детскую среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим детям, соответственно и обратное отношение тоже как к равным. Чем раньше ребёнок с ОВЗ окажется в дошкольной организации и чем раньше с ним будет начата работа, тем быстрее он адаптируется в социуме, что позволит ему быть успешным и в образовательной области. Ребёнок с особыми образовательными потребностями, в начале испытывая трудности в адаптации и освоении программы, при успешной коррекционно – воспитательной работе достигает уровня развития своих сверстников. А иногда и превосходит их, в каком то виде деятельности. Дети с особыми образовательными потребностями, как правило, привязаны к педагогам, не избалованны и чутки на похвалу.
Были созданы специальные образовательные условия для дошкольников с ОВЗ (ЗПР, ТНР и др.). Развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением интеллекта обеспечивает: привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания; формирование познавательной деятельности (развитие предметно действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления); формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно абстрактными представлениями; включение речи в мыслительную деятельность знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов; отбор предметов по словесной инструкции, использование их в игровых ситуациях; знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков); расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности и в игровых ситуациях. Для этого развивающая предметно-пространственная среда содержит атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространств. Сюда относятся: картинки с изображением последовательности действий - для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания; дидактические игры для стимуляции ориентировочно исследовательской и речевой деятельности - с их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов; игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом. Ребенок учится целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями; игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации, - железная дорога, парковка, автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др. Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями. Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии с взрослыми и детьми. Как правило, у таких детей ведущим является нарушение коммуникации. Первостепенная задача в этом случае - установление эмоционального контакта с ребенком и развитие его взаимодействия с окружающим миром. Чтобы установление эмоционального контакта было успешным, необходимо создать для ребенка комфортную ситуацию общения, которая подкреплялась бы приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Сначала ребенок получает опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, постепенно развивает более сложные формы взаимодействия. Предупреждению негативных реакций способствует организация целенаправленного поведения ребенка четкий распорядок дня и формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях. Создание специальных образовательных условий для этой категории детей обеспечивает: преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; преодоление отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии); установление контакта с ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду включает: последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий, это зрительные опорные сигналы, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.); картинки, отражающие различные эмоциональные состояния ребенка, игры с «азбукой эмоций» помогают: замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на картинке); декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления; анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются; воспроизводить эмоции, учиться анализировать собственные эмоции; управлять своим эмоциональным состоянием; книги разной степени сложности; кукольный театр прекрасное средство для развития взаимодействия между детьми, развития воображения и творческих способностей. От имени кукол ребенку значительно легче вступать в общение; музыкальный центр с наушниками и набором музыкальных и литературных произведений его использование даст ребенку возможность уединиться и отдохнуть в течение дня. Создание развивающей предметно пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость. При поступлении ребёнка с ОВЗ разрабатывается лист динамики развития ребёнка, где можно отследить результаты коррекционной работы. У некоторых детей наблюдаются существенные улучшения, но о полностью положительных изменениях говорить не приходиться.
В настоящее время в МБ ДОУ «Детский сад 173» созданы необходимые материально-технические условия для детей с ОВЗ и проводятся мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:
• Повышение квалификации педагогов.
• Материально – техническое и организационное.
• Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.
• Создание толерантной среды (включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий).
В детском саду целенаправленно поддерживается социализация воспитанников с ОВЗ, что способствует улучшению социальной компетенции и навыков коммуникации детей с ОВЗ, более высокому уровню социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде.