Ася Кузьмина
Особенности развития ребенка в ранний период детства (рекомендации для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития ребенка в ранний период детства (рекомендации для родителей
В педагогике существуют два полярных подхода к развитию ребенка, которые знают почти все родители. Это генетический подход, так называемое «свободное воспитание» (что заложено генами в ребенке, то и разовьется, как не развивай что-то иное) и подход «воспитаем вундеркинда» (считается, что ребенок — «чистый лист», «глина» и из него можно вылепить все что хотите, используя разнообразные методики).
Публикация «Особенности развития ребенка в ранний период детства (рекомендации для родителей)» размещена в разделах
На мой взгляд, как бы банально это не звучало, истина — посередине.
Конечно, важно сформировать у ребенка картину мира как можно боле богатой, разнообразной и позитивной. В дальнейшем, используя свой ранний опыт, у ребенка будет свое видение и отношение к вещам. Поэтому правильно поступают те мамы, которые стремятся к максимальному насыщению бодрствования ребенка видами деятельности.
Но, важно это делать правильно, не перегружая и подавляя ребенка:
• Необходимо создать интересную, насыщенную среду для получения знаний, а не давать ребенку сами знания.
• Получение новой информации ребенком – это активный, а не пассивный (исходящий от взрослого) процесс.
Для создания такой среды и такого взаимодействия необходимо знание возрастных особенностей ребенка (что ребенок может в конкретном возрасте, какая деятельность является ведущей и проч.).
Перечислю наиболее важные аспекты развития детей до 3 лет:
• До 3 лет важно как можно больше стимулировать все 5 чувств ребенка и поощрять его в развитии продуктивной деятельности. Возраст до 3 лет – время интенсивного познания окружающего мира. Но знакомство с ним происходит именно в действии! Не живите вместо ребенка, отбирая у него опыт. Если ребенку нужна ваша помощь, то помогите. Но только в том, что он действительно не может сделать сам.
• Возраст до 3 лет – время изучения ребенком собственных возможностей. Поэтому крайне важны активные манипуляции (погреметь, порвать, кинуть, прыгнуть, оставить след на снегу, закрутить/открутить крышку и проч). Развитие ребенка связано только с продуктивными (самостоятельными) видами деятельности, в основе которых – личный опыт ребенка. Поэтому родителю важно «подбрасывать» виды деятельности («давай оставим следы на снегу?», а не «делай как я, ногу ставь на снег ровно и будет след») и поддерживать, а не порицать (что перепачкался, не так провел линию, оставил неровный след и проч.)
• Родителю необходимо ознакомить ребенка по максимуму со всеми дошкольными видами деятельности, например – музыка - слушать, петь, отхлопывать ритм, знакомство с различными инструментами и проч., изодеятельность -кисти, пальцы, карандаши, нитки, ватные палочки, губка, штампы и проч., лепка - пластелин, глина, пластелинография и проч. Чем богаче будет у ребенка личный опыт взаимодействия с миром, тем лучше для его развития.
• Не нужно использовать «каждое мгновение» для обучения и проверять ребенка на усвоение/не усвоение знаний и умений. Важно создать доверительные отношения с ребенком и просто играть. Можно проводить «занятие» и на прогулке (кормим птиц и смотрим за их повадками; изучаем свойства песка, в транспорте (смотрим цвета/размер проезжающих машин). Важно заражать своим энтузиазмом ребенка в изучении мира. Не отмахивайтесь от ребенка. Показывайте своим поведением, что вам нравиться его стремление познавать этот мир.
Таким образом, развитие ребенка раннего возраста идет через ЕГО открытия о мире (самостоятельные открытия и его опыт практической деятельности). Ребенок лучше запомнит свой опыт, чем ту информацию, которую просто предлагает взрослый. Родителям важно научиться уважать ребенка и не вмешиваться в его деятельность. Важно вести «свою зону» для деятельности ребенка (если вы хотите научить ребенка проводить линии, то рисуйте у себя на листе, а ребенок пусть рисует на своем листе). Важно ознакомить ребенка не только с продуктивными видами деятельности, но и с независимостью в деятельности и обретению переживаний, предполагающих «отсутствие» взрослого (то есть не стремиться к деятельности по типу «правильно ТОЛЬКО ТАК, как показала мама»).
Важный аспект развития ребенка – отсутствие насилия. Если ребенок теряет интерес к занятиям (взаимодействиям со взрослым, игре) – нужно оставить деятельность на какое то время, придумать аналогичные методы и подходы к получению информации, а не настаивать и натаскивать ребенка (Приведу цитату Г. Домана «Если ваш ребенок, да и вы сами, не находите в этом искренней радости, прервите занятия на неделю, если надо – на месяц, на год, навсегда. Самая лучшая методика – та, которая устраивает вас обоих. Главное – не техника, а душа, которую вы сумеете в нее вдохнуть»)
Детство каждому ребенку дается только один раз и оно мимолетно!
Помня об этом каждый день, цените каждую минуту, проведенную с ребенком!