Кравцова Екатерина Сергеевна
Особенности развития основных видов движений
▼ Скачать + Заказать документы
Ходьба детей третьего года жизни еще не вполне освоена и в дальнейшем
продолжает совершенствоваться, наблюдаются характерные признаки,
свойственные ходьбе малышей раннего возраста. Движения рук иногда
отсутствуют или бывают не согласованы с движением ног. Стопы развернуты
носком внутрь и широко поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлепанье, так как нога ставится на всю ступню, туловище наклонено вперед, темп неустойчивый, шаг неравномерный, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.
Темочки:
Однако отсутствие признаков, свойственных ходьбе взрослых или даже детей старшего дошкольного возраста, нельзя считать ошибкой, так как эти признаки зависят от анатомических особенностей ребенка и недостаточного двигательного опыта. Поэтому следует показывать, как правильно ходить, чтобы, подражая взрослому, малыши ходили, как им удобнее, особо не обращая внимание на взмахи рук и высоту подъема ноги. При этом не следует требовать от малышей большой точности, так как, стараясь выполнить указания воспитателя, дети теряют координацию движений рук и ног, короткий шаг становится еще короче, ноги они высоко поднимают в коленях, опускают голову и смотрят вниз.
Воспитатель перед группой проходит широким шагом, правильно чередуя
взмахи рук, и говорит: «Посмотрите, как я иду. Вот так и все пойдем». Чтобы дети во время ходьбы не опускали голову и смотрели вперед, взрослый двигается вперед (спиной) и глядит на них, держа в руке флажок или яркий предмет, ласково предлагая малышам посмотреть на игрушку, назвать ее и идти за ней. Это помогает детям выпрямиться, приподнять голову и смотреть вперед, однако часто так делать не рекомендуется, так как малыши не получают правильный зрительный образец ходьбы, что очень важно в этом возрасте, и настолько подражают, что также поворачиваются кругом и начинают идти спиной вперед.
Чтобы удлинить шаг ребенка и избежать шлепанья, проводятся упражнения в
ходьбе и беге за воспитателем или игровые задания «Пойдем легко, как кошечки», «Пойдем тихо, как мышки» и т. п. При этом учитываются границы всего помещения, постепенно увеличивается расстояние ходьбы и бега. Чтобы малыши не шаркали ногами, их упражняют в переступании на разном расстоянии через линии, ленты, веревки, рейки, кубики, кегли.
Занятия в первой младшей группе можно проводить с музыкальным
сопровождением (только ходьба и бег, что способствует развитию чувства ритма, темпа, слаженности движений во время ходьбы, бега и вполне доступно детям третьего года жизни. Вначале они идут под музыку и хлопают, чтобы лучше воспринять ритм, темп мелодии и согласовать с ней ходьбу, затем уже просто шагают под музыку или удары бубна.
Ходьба - составная часть каждого занятия по физической культуре. Она
необходима для развития ориентировки в пространстве, быстрой реакции на
звуковой и зрительный сигнал. Например, детям дают задание двигаться в
определенном направлении, по сигналу остановиться или изменить направление, ходить вокруг и между предметами, не задевая их, не наталкиваясь друг на друга ит. п.
Обследование детей и анализ качественных признаков и количественных
показателей ходьбы показывают, что на протяжении третьего года жизни ходьба претерпевает некоторые изменения.
В начале третьего года жизни качественные признаки ходьбы (прямое
положение корпуса, приподнятая голова, координированные движения рук и. ног, параллельная постановка стоп, выдерживание первоначального направления) имеются примерно у 26% мальчиков и 15% девочек.
К концу года ходьба примерно у 50% детей отвечает этим требованиям,
однако и в 3-летнем возрасте она еще отличается от ходьбы более старших детей.
У большинства из них в основном или отсутствует координация движений рук и ног, или бывает лабильной, т. е. иногда дети выполняют согласованные движения рук и ног, а иногда выносят вперед одноименную руку и ногу.
Совершенствование и автоматизация ходьбы продолжаются у детей более старшего возраста.
На третьем году жизни увеличивается скорость. Если в 2-летнем возрасте дети проходят 10 м в среднем за 10,5 сек, то в 3-летнем -за 7,9 сек.
Независимо от занятий малыши систематически упражняются повседневно,
что влияет на качественное улучшение и увеличение скорости ходьбы.