Рябошапко Наталья
Особенности развития гендерной идентичности мальчиков и девочек
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития гендерной идентичности мальчиков и девочек
Развитие ребёнка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Формирование позитивной половой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог учитывает психофизиологические и психологические особенности детей разного пола.
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Во-первых, эти различия заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его.
Во-вторых, эти различия не определяются характером воспитания, а, напротив, сами в значительной мере определяют его, если взять общий его характер в целом на протяжении исторического периода, характер же воспитания в каждом конкретном случае способствует более полному их выявлению и развитию.
В-третьих, эти особенности имеют среднестатистический характер и отражают скорее типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола. Общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола.
В-четвертых, наличие психологических особенностей в характере мышления, в уровне эмоциональности, в интересах и склонностях, в реакции на различные события и явления и др. должно обязательно рассматриваться в системе целого, а не изолированно. Это значит, что оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами лишь в определенных ситуациях или в определенных отношениях.
В-пятых, знание этих особенностей имеет важное значение для педагогики, и поэтому стремление к этому знанию должно расцениваться как положительное профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой в полоролевом воспитании является то, что становление гендерной идентичности у мальчиков происходит в более трудных условиях, чем у девочек. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе.
Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Не способствует формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду. Как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское. Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям (агрессии, двигательной активности).
Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" ( например: «Не плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.
Социализация девочек происходит несколько легче, т. к. социальные признаки фемининности накладываются на генные образования. Однако, содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т. д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности выступает также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать и быть мамой.
Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой идентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях. Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, в обязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзя прыгать, кричать и т. д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи.
Наблюдения ученых свидетельствуют о том, что дети не приемлют в своем обществе поведенческих нарушений. Уже на третьем году жизни они подкрепляют или осуждают нетипичное для данного пола поведение. При этом сверстники больше влияют на поведение мальчиков, осуждая проявление в них женских черт, чем на девочек, поведение которых не соответствует представителям женского пола (дерутся и т. п.). Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Итак, мальчики и девочки, начиная с дошкольного возраста, живут в разных культурных мирах, отличающихся характером взаимоотношений. Мальчики менее свободны в пересечении межполовых границ. Кроме того, многие их взаимодействия с девочками направлены на укрепление этих границ и могут рассматриваться как проявление мужской силы.
Зная психологические особенности мальчиков и девочек, педагог может выработать некоторые подходы и приемы по воспитанию детей, не нарушая, а лишь сопровождая, поддерживая и способствуя процессу формирования половой идентичности ребенка.
Полоролевая социализация детей является одной из стержневых линий развития на протяжении всего онтогенеза и включает в себя формирование психического пола ребёнка – гендера. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Гендерный подход рассматривает вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
В настоящее время в дошкольном образовании существует целый ряд программ, направленных на нравственное развитие детей. Однако вопросу полоролевого развития в этих программах уделяется недостаточное внимание. В нашем методическом пособии мы предложили использовать в качестве одной из форм развития гендерной идентичности сюжетно-ролевые игры, исходя из того, что игровая деятельность является важным компонентом формирования полоролевой идентификации дошкольников, а также необходимым условием формированием основ женских, преимущественно материнских качеств у девочек и мужских – у мальчиков. Коррекционный потенциал игры позволяет влиять на позицию ребенка как в направлении полоролевой социализации, так и в направлении улучшения взаимопонимания, согласованности действия мальчиков и девочек.
Результаты диагностики показали, что использование сюжетно-ролевых игр в формировании полоролевых установок детей среднего дошкольного возраста, позволило существенно повысить уровень гендерной идентификации испытуемых.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов в руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольников среднего возраста, а также в использовании рекомендаций в разработке предметно-развивающей среды ДОУ, рассчитанной на формирование адекватной полоролевой идентичности дошкольников. Кроме того, представленный в методическом пособии диагностический материал будет интересен для тех, кто осуществляет изучение полоролевых действий и предпочтений дошкольников