Илавская Елизавета
Особенности работы с приёмными семьями
▼ Скачать + Заказать документы
СПБ ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №11№
Инновационные формы работы с приёмными семьями.
Илавская Е. Ф.
Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Конвенция ООН
План:
1. Культурно-исторический анализ становления семьи и значение семейных отношений.
2. Семейное воспитание и социализация детей в социальных учреждениях.
3. Современные формы взаимодействия с приёмными родителями, гостевыми и биологическими семьями в социальных учреждениях.
Публикация «Особенности работы с приёмными семьями» размещена в разделах
Семья - неотъемлемая ячейка общества, место где любой человек появляется на свет, учиться ходить и говорить, любить и помогать, взрослеет и сам начинает учить и невозможно уменьшить ее значение. Для каждого человека семья - начало начал. Семья, это прежде всего тот эмоциональный и душевный комфорт, то счастье, без которого не возможно представить полноценным ни одного человека на планете. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей : счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Но полноценная семья, даже в современном толлерантном и передовом обществе, не возможна без ее продолжения – детей. Наши традиционные представления о связи ребенка с его семьей выражаются в пословицах: «Не растет трава без корней», «Родную мать никем не заменишь», «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет».
Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье, это подтверждают и опыты Келлера с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли "мамы" выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились, как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен, и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимания на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, у которых в роли матери был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло, её опеку.
Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.
Каждый ребенок с самого зачатия и до последнего вздоха незримой нитью связан со своими родителями. Причем, связь это не только и не столько физическая, но и связь эмоциональная, духовная, чувственная. Как далеко ни были бы от нас родители, в каких бы отношениях мы сними не были, мы незримой нитью всегда с ними связаны на эмоциональном уровне.
Воспитание может и должно быть помощью в создании образа личности, его становления и обретения новых, отличных от родительской семьи качеств, это и является залогом развития человека не только как биологического вида, но и как духовно-нравственной личности.
Не всегда воспитание и жизненный путь ребёнка протекает в идеальных условиях. Как бы родители или воспитатели к этому не стремились, идеальное воспитание не существует.
В. Сухомлинский писал:
«Какими бы прекрасными ни были наши воспитательные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими ребёнка, являются мать и отец».
В древних цивилизациях неслучайно семья занимала главенствующую роль в развитии и становлении ребенка, ведь именно от нее можно получить поддержку в любой ситуации,
В безопасном пространстве приобрести необходимый опыт и усвоить жизненно необходимые навыки. Также, не оспоримыми являются утверждения, о том, что нарушение полноценной связи с родителями и родом, вызывают значимые сложности в построении гармоничных семейных отношений, профессионального развития, выстраивания теплых и доверительных отношений с окружающими людьми.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда решающую роль играет семья. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет её успешность. (1) На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и самообразованию. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками. Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т. к. именно в семье дети усваивают характер общения. Знание своего происхождения, своих родителей, своего рода дает возможность человеку как понимать причины своих трудностей, так и находить ресурсы для их преодоления.
2. Представления о семье у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной семейной роли. В детском доме воспитываются дети, попавшие в дом из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди. (5)
На сегодняшний день появляются новые направления работы в соцучреждениях, главной целью которых является реализация основного права ребенка жить в семье.
Перед учреждениями в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей стоит непростая задача - сформировать правильные представления о семье, семейных ценностях и традициях, обеспечить воспитанников необходимыми знаниями, умениями и навыками необходимыми для создания своей собственной семьи. Условия социальной депривации, отсутствие опыта или наличие негативного опыта проживания в семье значительно сказывается на представлениях наших детей о семье, нарушая процесс формирования личности в целом.
На данный момент существует два подхода, две системы методов семейного воспитания детей в социальных учреждениях. Один их них это создание условий и построение системы семейных отношений по возможности приближенных к домашним - внутри центра, а второй это воспитание ребёнка в той или иной семье – гостевая семья, опека. В гостевой семье ребёнок имеет возможность общения и кратковременного пребывания в кругу гостевой семьи или родственников, что тоже очень ценно. В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходят большие изменения. Ещё не так давно, ребёнок оказавшийся в сиротском учреждении практически не имел шансов общаться, а тем более вернуться в биологическую семью, этому препятствовала не только администрация, это была политика всего государства. Не было никаких структур, общественных организаций, которые продолжали бы сопровождать семью после изъятия ребёнка и помогать вернуть его домой. Самостоятельно родители ничего не могли сделать. Из своего опыта работы могу сказать, что родителей лишённых родительских прав не допускали к детям, кроме того их осуждали и всячески препятствовали их общению. Нас, работников соцучреждений, очень радует изменившаяся социальная политика нашего государства, а вместе с ней и судебная практика в процессе которой родителей оступившихся, совершивших ошибки не отвергают, не игнорируют, а наоборот поддерживают и всячески помогают восстановиться в правах. (2)
Работая напрямую с родителями, которые были лишены родительских прав, мы учимся уважать чужие судьбы, не осуждать быть милосердными и понимать ограниченность возможности биологических родителей быть воспитателями своих детей в силу тяжести их судеб. Мы стали по-новому относиться к этим людям, помогать им, направлять в общении с ребёнком и главное поддерживать в их стремлении воссоединения семьи и вовлекать их в воспитательный процесс в учреждении. Как бы ребёнок не относился к своим родителям, что бы он ни говорил, в глубине души он их любит и всегда надеется на улучшение отношений, взаимную любовь и на возможность общения. Не встречала ни одного ребёнка в своей практике который не надеялся бы на улучшение отношений с кровными отцом и матерью и нехотел бы дать шанс своей семье восстановиться в правах. Считаю, что здесь надо проговаривать с детьми эту ситуацию при участии психологов, и нас специалистов учить отпускать эту боль, не осуждать, относиться с пониманием и следовать заповеди – не суди! Когда я использую это в своей практике, могу с уверенностью сказать, что испытываю большую благодарность и расположение к себе этих детей. Они осознают, что это единственный правильный путь, которому надо следовать.
Работа с гостевыми семьями и будущими опекунами очень ответственна и важна, так как статистика нас пока не радует – очень большой процент возврата детей и отказ от опеки. Работая в этом направлении мною определены следующие задачи :
1. Установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и будущими родителями, гостевыми семьями и опекунами.
2. Оказание психолого-педагогической поддержки и повышение компетентности в вопросах развития и воспитания детей;
3. Создание условий для участия их в жизни ребёнка в социальном учреждении;
4. Непрерывное повышение личной компетентности в вопросах взаимодействия с будущими родителями, гостевыми семьями и опекунами.
В этом процессе наиболее эффективным оказывается наблюдение за тем, как складываются отношения между ребёнком и будущими усыновителями, опекунами и приёмными родителями (с обязательной фиксацией в тетрадях наблюдений за ребёнком в каком настроении он возвращается после общения с ними, что рассказывает, как проводят досуг). Так же благоприятное воздействие на установление отношений оказывает привлечение будущих приемных родителей к актуальному состоянию ребенка обсуждение текущих проблем в учёбе, в воспитании, привлечение их к принятию решений по возникающим проблемам. Не всегда всё складывается гладко, очевидно, что в другой обстановке, в будущей приёмной семье или семье будущих опекунов, где не всегда сразу сформированы границы общения и поведения, а родители пытаются «компенсировать сложный опыт ребенка» максимально веселыми занятиями, не всегда прислушиваясь к мнению воспитателей. Таким образом, из-за не совсем верной организации деятельности ребенка в рамках первых встреч в приемной семье делают поспешные выводы относительно складывающихся отношений. Кроме того пройдя школу приёмных родителей, многие претенденты на опеку не желают прислушиваться к мнению специалистов центра т. е. не идут на контакт, а между тем мнение воспитателя в этом вопросе очень значимо, так как именно воспитатель непосредственно находится в контакте с ребенком, с воспитателем сформированы максимально доверительные отношения, воспитатель понимает потребности ребенка, а самое главное чётко знает насколько значима для ребёнка семья-опекун или как складываются отношения с биологической семьёй, а так же насколько целесообразно возвращение ребёнка в семью же.
В связи с этим, очевидным становится цель работы воспитателя в центре - реализация права ребенка жить и воспитываться в семье. Главным результатом которой является исключение ситуации повторного помещения ребенка в государственное учреждение.
Список использованной литературы:
1. Электронный журнал «Практика социальной работы. Открытый методический ресурс» : сетевое издание. 2017. № 1 / СПБ ГБУ «Городской информационно- методический центр «Семья». URL : https://центрсемья. рф)Власова М. Я.
2. Сергей Лазарев Диагностика кармы М. ,1996г.
3. Декларация прав ребёнка. Основные международные документы М. 1992г.
4. Козлова Н. И. Программа социального развития ребёнка «Я – человек».
5. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М. ,1996.
6. Дементьева И. Ф. Российская семья : проблемы воспитания. - М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.