ЕвгенияК
Особенности работы с одаренными детьми в опорных центрах при стажировочной площадке
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема работы с одаренными детьми, в частности, их выявления и развития, на сегодняшний день приобретает особое значение, что подтверждается в ряде нормативных и программных документов.
Педагогическая поддержка одаренных детей необходима на самых ранних этапах обучения, поэтому перед дошкольным образовательным учреждением встает сложная задача организации своевременного профессионального сопровождения одаренных детей. В ДОУ необходимо создать условия, при которых подходы к развитию детской одаренности, направленность и содержание образования, формы и методы взаимодействия с детьми обеспечивали бы наиболее эффективное и продуктивное развитие детей, проявляющих особые способности.
Публикация «Особенности работы с одаренными детьми в опорных центрах при стажировочной площадке» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Крайне актуальной проблемой является подготовка педагогов к работе с одаренными детьми.
Их эффективная подготовка на сегодняшний день возможна лишь с концентрацией и
объединением самых разных образовательных ресурсов. Вот почему один из стратегических
проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы связан с
созданием отраслевых ресурсных центров как инновационных структур подготовки
высококвалифицированных педагогических кадров для работы в новых социально-
экономических условиях.
Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около
20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого
развития. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого —
поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы
эти способности были реализованы
Наш детский сад начал работу по пилотному проекту дошкольных образовательных
организаций Республики Саха (Якутия) «Создание эфективной системы выявления задатков и
развития способностей в доу» с 2015 года по приказу МО РС (Я) No01-16. С 2019 года по
приказ МО и науки РС (Я) ОТ 17.04.2019 No01-10/505 инновационная площадка по
методическому сопровождению развития детской одаренности в РС (Я) проекта «Одаренный
ребенок». Сегодня опорные центры создаются на самых разных уровнях системы
образования. Не является исключением и дошкольное образование. С декабря 2020 года по
приказу начальника образования республиканский опорный центр при инновационной
площадке по методическому сопровождению развитию детской одаренности в Мегино-
Кангаласском улусе.
Целью деятельности опорного центра на базе ДОО является построение инновационной сети
методической поддержки педагогов дошкольных образовательных организаций,
обеспечивающей их профессиональное совершенствование и повышение качества
образования, развитие новых образовательных, в том числе и информационных, технологий
профессионального обучения, способствующих повышению качества процесса и результата
дошкольного образования.
В МБДОУ «Нижне-Бестяхском детском саду «Сказка» сложилась особая система психолого-
педагогического сопровождения одаренных детей, основанная на взаимодействии всех
специалистов детского сада, родителей, а также учреждений образования, музыкальной
школы, дома культуры и олонхо Нижнего-Бестяха, что во многом определяет выбор форм и
методов работы с дошкольниками. Данная система имеет целью наиболее эффективное
развитие потенциала одаренных детей, обеспечение возможности наиболее полной
реализации способностей каждого ребенка. Система включает в себя:
- выявление одаренных детей на основе комплексного взаимодействия педагогов, педагога-
психолога с помощью специально разработанного комплекса диагностических методик,
педагогического наблюдения;
- организацию образовательного процесса на диагностической и преемственной основе;
- организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;
- разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
- активизацию образовательного потенциала родителей воспитанников.
Опыт работы педагогов нашего ДОУ показывает, что дети с зачатками социальной одаренности встречаются
в детском саду чаще, чем с другими видами одаренности. Поэтому мы решили разработать систему работы с
социально одаренными детьми для раннего развития их коммуникативных и лидерских качеств, для
обеспечения возможности их самореализации. Ведь именно с умением самореализовываться, на наш взгляд,
будут связаны все достижения человека в последующей жизни. А общение станет средством,
обеспечивающим самореализации
Важной составляющей системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
в детском саду выступает активизация образовательного потенциала родителей
воспитанников. Развитие одаренных детей в условиях семьи – важный элемент системы
сопровождения. Родители как полноценные участники образовательного процесса становятся
партнерами и непременными участниками жизни детского сада. Взаимодействие с
родителями строится на принципах:
- включенность семьи в деятельность ДОО;
- преемственность и единство требований ДОО и семьи;
- единый стиль воспитания в семье и ДОО, сохранение и развитие лучших воспитательных
традиции;
- формирование активного и ответственного родительского сообщества.
Мы убеждены, что деятельность опорного центра будет способствовать распространению
передового опыта, накопленного педагогами ДОО, и позволит вывести образовательную
работу с одаренными детьми на качественно новый уровень.
Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо
взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому мы стремимся объединить
своси усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.