Елена Нариманова
Особенности работы с гиперактивными детьми 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня все больше детей с общим интеллектуальным развитием, соответствующим возрастной норме, и с синдромом двигательной гиперактивности, который снижает возможности такого ребенка. Моя работа поможет получить общее представление о развитии познавательных процессов у такого ребенка, определить методы целенаправленной коррекционной работы у гиперактивных детей 6-7 лет.
Публикация «Особенности работы с гиперактивными детьми 5–7 лет» размещена в разделах
Эта работа рассчитана на воспитателей, учителей и родителей, детям которых поставлен диагноз «гиперактивный ребенок» или
«синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка.
Наверное, в каждом детском коллективе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Известный американский психолог В. Окленд так характеризуют этих детей:
"Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов".
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка, которые можно разделить на три блока:
- дефицит активного внимания,
- двигательная расторможенность,
- импульсивность.
Дефицит активного внимания
• Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
• Не слушает, когда к нему обращаются;
• С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
• Испытывает трудности в организации;
• Часто теряет вещи;
• Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
• Часто бывает забывчивым.
Двигательная расторможенность
• Постоянно ерзает;
• Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
• Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
• Очень говорлив.
Импульсивность
• Начинает отвечать, не дослушав вопрос;
• Не способен дождаться своей очереди,
часто вмешивается, прерывает;
• Плохо сосредоточивает внимание;
• Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);
• При выполнении заданий ведет себя по-разному
и показывает очень разные результаты,
(на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет,
на одних уроках он успешен, на других - нет).
Если проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности :
• беспокойство (69,7%,
• невротические привычки (69,7%,
• нарушения сна (46,3%,
• нарушение аппетита (35,9%,
• тики, назойливые движения,
• двигательная активность, неловкость и т. д.
Можно дать следующие рекомендации
для педагогов и родителей, у которых есть дети
с двигательной гиперактивностью.
1. Необходимо познакомиться с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания и двигательной гиперактивности;
2. Используйте как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех, он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей: и с трудностями, и без них.
3. Всегда нужно закрывать дверь в комнату, где вы занимаетесь с ребенком. Чем меньше постороннего шума слышат дети, тем легче им сосредоточить свое внимание;
4. Не относитесь к ребенку как к необычному. Следует давать ему те же задания, что и остальным детям. Создайте атмосферу «равного среди равных». Родители должны знать, что им необходимо тщательно контролировать выполнение различных заданий дома и учить ребенка доводить дело до конца;
5. Работа «глаза в глаза» (лицом к лицу) с ребенком, насколько это возможно;
6. Давать возможность такому ребенку подвигаться во время занятия, походить, даже выйти и войти тихонько на свое место;
7. Дети имеют право на уважительное и вежливое обращение. Они не сами захотели жить с трудностями в обучении;
8. Помогайте детям находить в учебном материале ключевые слова и выделять их интонацией, повторением.
9. Больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение;
10. Создайте список правил, которые ребенок должен выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует.
11. Поощряйте взаимодействие между детьми. Взаимопомощь и ощущение общности создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей;
12. Желательно записывать на доске или в тетради для родителей указания по проведенным занятиям в группе, так как дети не могут самостоятельно запомнить устные указания и повторить их родителям. Да и родителям легче будет беседовать с детьми о событиях дня;
13. Связывайтесь с родителями для передачи позитивных впечатлений. Создайте вместе с родителями систему поощрений, которая поддержит ребенка и послужит продвижению общих целей;
14. Обеспечивайте такому ребенку наиболее простые, прямые, последовательные и индивидуальные инструкции;
15. Придавайте инструкциям направляющий характер;
16. Приучайте к организованности в каждой сфере деятельности, тренируйте навыки организованности - это активно влияет на развитие ребенка с гиперактивностью;
17. Планируйте занятия так, чтобы дети могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по помещению или площадке, двигаться на своих местах;
18. Составляйте планы деятельности, семейных мероприятий так, чтобы они были интересными и содержательными, при этом обеспечьте различные возможности для поддержания активности на месте и движений в течение всего дня;
19. Используйте различные формы и приемы обучения;
20. Разрабатывайте задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении;
21. Варьируйте способы оценки успешности обучения и воспитания в соответствии с положительным настроем и сильными качествами ребенка с гиперактивностью.
У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!