ИРИНА БОКУНОВА
Особенности периода адаптации учащихся 5 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю представляет сложную теоретическую и практическую проблему для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь эти школьники находятся теперь в новых условиях.
Публикация «Особенности периода адаптации учащихся 5 класса» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Проблемы школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится всё более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Основная задача, которую мы ставили в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, сделать естественный процесс адаптации более интенсивным, менее болезненным для всех участников образовательного процесса.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя - предметники».
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь.
В период адаптации важно обеспечить ребенку, спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал помощь и поддержку взрослых.
В 5 классе 8 человек : 3 девочки и 5 мальчиков.
В целом для всех учащихся адаптация проходит быстро, в их укладе и привычках ничего не поменялось.
Причины и трудности, влияющие на качество успеваемости в нашем классе это :
Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребёнком из класса в класс. Ребёнок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет. Это у нас Уклейкина Варя, Манахова Лена. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Помочь ребёнку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Отсутствие интереса. Иногда Добрынин Владимир показывает своим бездействием и медлительностью, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Таким образом, чтобы помочь ребёнку в адаптации к новым условиям, преподаватели и мы, воспитатели, учитываем все моменты сложившейся ситуации. Оказываем психологическую поддержку ребёнку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.
Недостаточный уровень развития внимания и памяти – это в основном у всех детей.
Низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков. (Добрынин, Уклейкина)
Трудности, связанные с проблемами в речевом развитии. Полозков Сережа – заикание, которое мешает ему полноценно реализовывать себя в учебной деятельности.
Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость). (Калачев Д.)
Так же причиной сложностей, возникающих у школьников в процессе обучения в среднем звене, является нежелание заставить себя постоянно заниматься, больше времени работать самостоятельно. На самоподготовке нужен постоянный контроль за выполнением устных предметов. Объем заданий увеличился, а работоспособность, умение работать самостоятельно и ответственно, пока остается прежней. (Уклейкина, Манахова, Добрынин)
Кроме трудностей и причин, отрицательно влияющих на адаптацию и, следовательно, на успеваемость, хотелось бы отметить и положительные моменты.
У Глухова Влада – стало поменьше проблем в обучении, улучшалась память, появилось стремление быть первым, в учебе и в выполнении домашнего задания. Полозков Сергей повзрослел, его поведение меняется в лучшую сторону. В первой четверти за ним не наблюдалось агрессии и конфликтности.
В целом считаем, что адаптация обучающихся к учёбе в среднем звене школы проходит успешно.