Дарья Злобина
Особенности ошибок письма и чтения у первоклассников с ОНР, имеющих разные профили латеральной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема изучения межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является одной из актуальных в специальной педагогики и психологии. Определение и учет специфики межполушарного взаимодействия у детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и у детей с нарушениями речи, позволяют прогнозировать особенности дальнейшего развития их как устной, так и письменной речи, способствуют выбору стратегии и тактики обучения, оказанию эффективной коррекционной помощи.
Публикация «Особенности ошибок письма и чтения у первоклассников с ОНР, имеющих разные профили латеральной организации» размещена в разделах
Вопросы взаимосвязи межполушарной асимметрии с разными сторонами психической деятельности рассматривали в своих работах такие отечественные ученые, как Б. Г. Ананьев, С. Р. Агеева, Л. Я. Баллонов, Н. П. Бехтерева, В. Ф. Богусловская, Н. Н. Брагина, В. Л. Деглин, Т. А. Доброхотова. Из зарубежных авторов данным вопросом занимались W. Penfield, L. Roberts, R. Sperry, R. Sparks, J. Bogen, K. Patterson, M. Annet и другие.
По определению Н. П. Бехтеревой, латерализация это процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой стороной мозга. Профиль латеральной организации (ПЛО) - это индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий: моторной и сенсорной асимметрии.
В последние десятилетия активно изучается вопрос о связи нарушений речи с разной выраженностью латеральных признаков (М. М. Безруких, Г. М. Вартапетова, Т. В. Гудкова, О. Б. Иншакова, Е. И. Николаева и др.).
Имеются также исследования, подтверждающие взаимосвязь между особенностями профиля латеральной организации и нарушениями письменной речи.
Анализ литературных источников позволил нам говорить о необходимости изучения особенностей нарушений чтения и письма у младших школьников с общим недоразвитием речи с разными ПЛО, для определения основных направлений и содержания работы по коррекции дисграфии и дислексии. Это определило цель нашего исследования: выявить особенности ошибок письма и чтения у младших школьников с ОНР, имеющих разные профили латеральной организации мозга.
На предыдущем этапе исследования, нами были изучены особенности профиля латеральной организации мозга у 21 дошкольника с общим недоразвитием речи. Из них у троих детей проявился правосторонний профиль, 16 детей имели профиль с левосторонней асимметрией по уху, глазу и ноге. Также в эксперименте участвовали двое мальчиков-левшей, один из которых имел профиль с преимущественно левосторонней асимметрией, а другой только с левосторонней асимметрией по руке.
Продолжением исследования являлось изучение характера ошибок письма и чтения у этих же детей, на момент окончания обучения в первом классе. Методы изучения: анкетирование учителей начальных классов и анализ продуктов деятельности детей. Сопоставление анкет и результатов анализа письменных работ показало отсутствие противоречий.
Итоги проведенного исследования показали, что по количеству ошибок чтения и письма дети разделились на три группы. У детей, имеющих профиль ПППП, в школе ошибок чтения и письма не наблюдалось. Незначительное количество ошибок проявилось у детей с левосторонней асимметрией глаза, уха и ноги. Многочисленные же ошибки допускали леворукие дети, имеющие профили ЛЛПЛ и ЛППП.
Рассматривая особенности ошибок чтения и письма у первоклассников, можно сделать ряд выводов. У детей, имеющих левостороннюю асимметрию глаза, с профилем ПППЛ, при чтении проявлялись аграмматизмы, а также замены и смешения графически сходных букв. Это в свою очередь подтверждает исследование Г. М. Вартапетовой, которая указывала на наличие трудностей чтения у детей с левосторонней асимметрией по зрению.
У детей, имеющих левостороннюю асимметрию уха, с профилем ППЛП, при чтении помимо аграмматизмов, проявились замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков. Только у детей с левосторонней асимметрией ноги, при чтении наблюдался один вариант ошибок - аграмматизмы.
Рассматривая нарушения письма следует отметь, что у детей с профилем ПЛПП отмечались только пропуски букв, слогов, слов и их перестановки. А у всех детей, имеющих профиль ПППЛ, помимо пропусков букв, слогов слов и их перестановках, в письменных работах наблюдались смешения букв, сходных по начертанию.
Дети, имеющие профиль ППЛП показывали замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков. Этот факт также подтверждается в работе Г. М. Вартапетовой, которая указывает на наличие трудностей письма у детей, имеющих левостороннюю асимметрию по слуху. Кроме вышеперечисленных нарушений у всех детей в письменных работах встречались ошибки связанные с недостаточность динамического праксика (кинетические ошибки, нарушения каллиграфии).
Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. У детей с ОНР, имеющих правостороннюю асимметрию, в школе ошибок чтения и письма не отмечалось.
2. Значительное количество ошибок, как на письме, так и в чтении, показали дети-левши с профилями ЛЛПЛ, ЛППП.
3. У первоклассников, имеющих нарушения чтения и письма, преобладали профили с левосторонней асимметрией глаза, уха и ноги.
4. Нарушения чтения у первоклассников с профилем ПЛПП проявились в аграмматизмах. У детей с профилем ПППЛ помимо аграмматизмов проявились замены и смешения графически сходных букв. У детей с профилем ППЛП проявились замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам.
5. Нарушения письма у детей с профилем ПЛПП проявлялись в ошибках связанных с нарушением языкового анализа и синтеза. У детей с профилем ПППЛ, помимо ошибок связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, также проявились оптические ошибки, а у детей имеющих профиль ППЛП наблюдались ошибки связанные с нарушением фонемного распознавания.
Проведенное исследование позволяет нам говорить о необходимости организации логопедической работы, направленной на предупреждение и коррекцию нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР, с учетом особенностей их профилей латеральной организации мозга и свойственными для каждого профиля типами ошибок письма и чтения.