Ольга Юшина
Особенности организации НОД по физической культуре с детьми раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование призвано обеспечить и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья, гармоничного физического и целостного развития личности каждого ребенка. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. В связи с этим особая роль в нашей группе отводится правильно организованному физическому воспитанию.
Публикация «Особенности организации НОД по физической культуре с детьми раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 наш ДОУ начал работу по ФГОС еще в прошлом учебном году. Сейчас редактируются рабочие программы во всех возрастных группах по всем разделам программы, также и по физическому воспитанию.
Согласно ФГОС физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основным движений, овладение подвижными играми; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностного здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.)
После реконструкции у нас в ДОУ появился современно оформленный физкультурный зал со всем необходимым. Новое красочное оборудование вызывает интерес у детей и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние. Но дети нашей группы занимаются в зале не всегда, это в основном или итоговые занятия или досуги и развлечения, так как в ДОУ большое количество наполненных групп старших возрастов и психология детей раннего возраста еще достаточно хрупка и эмоциональна. Поэтому занятия детей этого возраста проходят в группе, в знакомой и родной обстановке. Для этого смещается мебель по возможности, нанесена необходимая разметка, присутствует музыкальный центр для музыкального сопровождения, а оборудование используется из физкультурного зала. Это еще одно из требований ФГОС («трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей».)
Помимо этого, в нашей группе оборудован физкультурный уголок, где всё оборудование находится, в легкодоступных для детей местах. Большое значение мы стараемся уделять организации развивающего пространства и развивающей среды в группе и поэтому в достаточном количестве у нас имеются разнообразные погремушки с ручками, кольца, флажки цветные, кубики, платочки, ленты длиной 25 — 30 см, короткие шнуры, обручи (диаметрами 50 см, кегли, шары, мячи маленькие и средние, разнообразные игрушечные тележки, каталки, коляски, машины, широкие обручи, дуги, кресла-качалки, ящики для влезания, массажные коврики, ребристые доски, мешочки с грузом для метания (весом 150 — 200 г, мячи (диаметрами 60 — 80 мм, 100 — 120 мм, 200 — 250 мм, кегли, фигурки на шнурках, мячи на резинках. Это необходимо для свободной деятельности детей в утренние и вечерние часы, для утренней гимнастики.
Важное место в режиме физической активности ребенка третьего года жизни должна занимать утренняя гимнастика, направленная главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, Утреннюю гимнастику мы проводим ежедневно в течение 4 — 5 минут. Упражнения стараемся подбирать доступные малышам, лучше включать уже ранее освоенные движения. Мы стараемся избегать однообразных упражнений. Следует наблюдать за правильным дыханием детей; дышать нужно через нос и не задерживать дыхание при выполнении любого упражнения. Чаще всего, мы проводим утреннюю гимнастику в виде игрового сюжета, в который включаются 3 — 4 физических упражнения имитационного характера.
На третьем году жизни продолжается развитие основных движений (ходьбы, бега, лазания и ползания, бросания, главным образом в направлении улучшения их качества — все большей согласованности и умения управлять своими движениями в играх, упражнениях и самостоятельной деятельности в соответствии с окружающими условиями. Большое внимание мы стараемся уделять улучшению координации движений, развитию движений пальцев и кистей рук. Заботимся о формировании осанки детей, укреплении мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног и стоп. Необходимо помнить, что дети в возрасте до 3-х лет отличаются повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью. Они очень подвижны, но быстро устают от однообразных движений, не могут без перерыва долго ходить или бегать. Чрезмерно активных малышей нужно сдерживать, умело переключая их на спокойные упражнения и игры.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста ведущая роль принадлежит подвижной игре. В игре малыши упражняются в ходьбе, беге, подпрыгивании, перепрыгивании, ползании, в лазании, метании и т. д.
Организуя подвижные игры с малышами, мы обязательно учитываем характер предшествующей и последующей деятельности в режиме дня. Так, например, игры большой подвижности («Кошки-мышки», «Быстрее и медленнее», «Лягушки» и т. д.) не должны проводиться перед дневным сном детей, а также после приема пищи. Во время прогулки нужно учитывать и погодные условия. Например, в жаркую летнюю погоду предпочтение следует отдавать играм малой и средней подвижности («Катаем мячи», «Найди зайку», «Улитка» и т. д.).
Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).
Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.
Также у ребенка на третьем году жизни большая потребность в движениях. Чтобы движения не были случайными и бесцельными, необходимо целенаправленное руководство взрослого: поэтому своевременно стараемся предлагать интересную для ребенка деятельность, периодически ее корректируя. Для активизации самостоятельной двигательной деятельности мы создаём соответствующие условия в группе и во время прогулки. С этой целью у нас имеется достаточное количество мелких и крупных физкультурных пособий, игрушек и инвентаря. Целесообразно использовать игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия ребенка (различные каталки, коляски, а также мячи и шары, удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания и т. д, пособия, побуждающие детей к движению (горки, лесенки, скамейки, и другие приспособления, на которых дети упражняются под руководством взрослого в ползании, лазании, подлезании, перешагивании и т. п.
Одним из элементов социально-коммуникативного развития является участие детей в организации своей деятельности.
Двух-трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому мы стараемся чаще привлекать малышей к расстановке и уборке пособий. Всячески поддерживаем интерес детей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (внесение нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием).
Всесторонне развивают детей, активизируют двигательную деятельность, укрепляют здоровье, закаливают организм игры и упражнения на свежем воздухе.
Во время прогулки мы включаем в нее упражнения и игры с использованием природных условий : перепрыгнуть через канавку, пройти по тропинке, кинуть вдаль или в цель шишку или желудь, влезть на пенек и спуститься с него, провезти санки между деревьями, найти игрушку, спрятанную за кустом и т. д.
На каждый день недели мы планируем игры и упражнения разного содержания и характера. Это позволит обеспечить разностороннее развитие малышей, не забываем мы и о том, что игры и упражнения необходимо регулярно повторять, чтобы закреплять двигательные навыки и развивать физические качества.
Еще один нетрадиционный способ оздоровления детей это босохождение по дорожкам, который проводится во второй половине дня. После гимнастики пробуждения дети выполняют упражнения под руководством воспитателя- хождение по дорожке. Также мы начинаем использование таких методов как пальчиковая и дыхательная гимнастика, которые очень актуальны в этом возрасте. Именно у малышей первой младшей группы очень важны эти виды гимнастики, так как это и развитие мелкой моторики и развитие дыхания, что в последствии даст развитие речи и в дальнейшем интеллектуальное развитие детей. Связь этих образовательных направлений еще одно из условий ФГОС – интеграция и игра.
ФГОС предусматривает решение задачи по формированию привычки ЗОЖ и ценности здоровья и здоровых привычек. С детьми раннего возраста еще очень сложно, но все-таки можно объяснить некоторые нюансы ЗОЖ. Например, одеваться по погоде, мыть руки перед едой, соблюдать режим
(кушать, спать и гулять в определенной время).
Результатом работы по внедрению ФГОС можно считать улучшение общей физической подготовки и укрепление здоровья наших детей. Работа ДОУ это лишь часть физического развития детей. Ведь главная среда, где формируется здоровье ребенка – это его семья. Поэтому свою работу мы выстраиваем в тесном контакте с родителями. Совместная деятельность строиться по следующей системе: анкетирование, родительские собрания, консультации, рекомендации, беседы, наглядная пропаганда, совместное проведение праздников, открытые просмотры занятий.
Работа по физическому развитию детей этой группы еще в самом начале, еще много нерешенных задач и перспектив. А именно дальнейшее внедрение ФГОС в работу всего детского сада и конкретно нашей первой младшей группы. Конкретно применительно к этим детям - это полностью адаптировать их к физкультурному залу для дальнейшего проведения занятий только там, становление ценностей здорового образа жизни, овладение нормами и правилами в питании, движениях, полезных привычках.