Валентина Бурнашова
Особенности использования презентаций Power Point в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и применять их в образовательном процессе [4]. При этом требования стандарта на внедрение ИКТ распространяются на все области образовательной деятельности, в том числе художественно-эстетическое развитие – музыкальное воспитание.
Публикация «Особенности использования презентаций Power Point в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Меняется мир – меняются дети. Современный ребенок уже с трехлетнего возраста находится в постоянном взаимодействии с информационными технологиями. В каждой семье имеются телевизоры, компьютеры, планшеты. Это создает принципиально иную основу для восприятия и осмысления ребенком содержания музыкального занятия. Использование ИКТ помогут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой яркой, интересной. Тем самым, используя в своей работе мультимедийные презентации, мотивация к обучению повысится и усвоение детьми учебного материала облегчится.
Мультимедийные презентации – это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности. Одним из инструментов внедрения информационных технологий через создание мультимедийных презентаций является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать на музыкальных занятиях. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении музыкальных занятий, а также открыть новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальной деятельности [2].
Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявлении детей. Но также и все виды музыкальной деятельности могут способствовать его развитию. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке [3].
Мультимедийные презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Они незаменимы при знакомстве с творчеством композиторов (демонстрация портретов композиторов, музыкальных инструментов). С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в канцерный зал, где интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов, а также с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только слайды с иллюстрациями, но и видеофрагменты. Но нужно помнить, что показ иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправдано. Целесообразнее использовать после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у детей сложились определенные представления о музыкальном образе. [3]
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности также предполагает использование информационно-коммуникативных технологий, который может значительно повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Создание презентаций возможно для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа к различным песням. Для выполнения упражнений на развитие голоса, певческого диапазона можно использовать иллюстрации с анимацией, например, анимация: бабочка летит вверх согласно мелодии распевки, бабочка вращается, затем летит вниз согласно мелодии распевки. С помощью анимации активизируется внимание на главных моментах в изучаемом материале.
Больше возможностей для применения ИКТ существует при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев. Обучение движению невозможно без показа, а процесс разучивания танцев с использованием видеофрагментов становится увлекательным и помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.
Очень широко информационно-коммуникативные технологии можно использовать при организации музыкально-дидактических игр. Музыкально-дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей.
Таким образом, использование компьютерных технологий, в частности мультимедийные презентации программы Power Point в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.
Но не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.
Список использованной литературы
1. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009, - 272 с.
2. Преображенская, С. Г. Проблемы использования презентации Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях// Концепт. 2012. №6. С. 29-33
3. Радынова, О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учебник для студентов высших учебных заведений/ О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. Изд. 2-е испр. и дополн. – Дубна: Феникс+, 2014. – 332 с.
4. ФГОС ДО. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.