Анастасия Бородина
Особенности формирования математических представлений у детей стар-шего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлена характеристика новых подходов к содержанию и организации предматематического и математического образования дошкольников, обусловленных требо-ваниями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образо-вания
Математические представления, дети старшего дошкольного возраста, образователь-ные стандарты
Публикация «Особенности формирования математических представлений у детей стар-шего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) должны строиться с учетом многих факторов. Такими факторами являются: возрастные и индивидуальные особенности детей, интеграция образовательных областей, необходимость осуществления образовательной деятельности в течение всего времени пребывания детей в образовательной организации и, в то же время, обеспечения полноценного проживания детства.
До введения ФГОС ДО задачи формирования математических представлений решались только в рамках специальных занятий по математике. ФГОС ДО отменил предметное обучение дошкольников. Теперь мы планируем и реализуем работу по формированию математических пред-ставлений (равно как и другие направления развития детей) в течение всего времени пребывания детей в детском саду, в том числе в процессе совместной и самостоятельной деятельности, досуга, совместного отдыха детей и родителей. В этом состоят особенности формирования математических представлений дошкольников сегодня.
Реализуя требования ФГОС ДО, мы провели исследование влияния новых подходов на уровень математических представлений детей старшего дошкольного возраста. В течение учебного года использовались различные методы и приемы: практические (игровые) экспериментирование наглядные: (показ образцов и способов действия, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность, например, установление соответствия между числом и множеством, счет, и др. ; воссоздание преобразование конструирование. Деятельность по формированию математических представлений осуществлялась не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режим-ных моментах: на прогулке (игры в «классики», поиск спрятанного «сокровища» на местности и т. п., во время подготовки к обеду (расставить по 5 тарелок на каждый стол, при заполнении календаря погоды обсуждали временные показатели, высоту снежного покрова, количество осадков и т. д.
Принцип интеграции образовательных областей был реализован через чтение сказок, выделение в них элементов для формирования математических представлений (например, «Двенадцать месяцев» - запоминали название месяцев, их последовательность, лепку, рисование (геометрический человечек). На физкультминутках повторяли счет до 10. Кроме того, была изготовлена «геометрическая дорожка», детям предлагалось пройти путь, наступая только на фигуры определенной формы.
Одним из важных направлений деятельности по формированию математических представлений детей старшего дошкольного возраста стала работа с родителями. Это: родительское собрание на тему «Роль игры в формировании математических способностей у дошкольников», уголок для родителей «Занимательная математика дома», обмен информацией о достижениях детей, привлечение родителей к участию в некоторых мероприятиях.
В результате уровень сформированности математических представлений у детей вырос. После проведения в течение учебного года описываемой работы высокий уровень математических представлений показали 16 детей из 30-ти (53,3%, До начала нашей работы таких детей было всего 3 (10%). После проведенного исследования средний уровень показали 14 детей (46,7%, а низкий не показал ни один ребенок, тогда как на начало таких детей было 15 (50%).
Таким образом, проведенная работа по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в соответствии со всеми требованиями ФГОС ДО способствовала существенному повышению уровня математических представлений дошкольников.