Александр Владимирович Гришин
Особенность самодостаточной личности, понятия идеала, переход к понятию нравственной ценности от педагога к ученику
▼ Скачать + Заказать документы
Мы попытаемся смоделировать личность, которая была бы
нравственным идеалом педагога сегодня и в обозримом будущем,
то в качестве идеальной и реальной модели может быть представлена интеллигентная и самодостаточная личность.
Когда речь идет об интеллигентной личности, то в нашем современном представлении эта личность может быть в нравственном плане охарактеризована как тактичная, совестливая, уважительная, честная, отзывчивая, обязательная, доброжелательная.
Темочки:
Интеллигентную личность характеризует правдолюбие, активная гражданская позиция, принципиальность, подвижничество, критичность ума, толерантность, высокая общая культура, в том числе и культура общения и поведения.
Что же характеризует самодостаточную личность?
Самодостаточная личность – это человек, наделенный чувством внутренней свободы, способный самостоятельно строить свою судьбу, творить и созидать себя, выстраивать для себя в качестве ориентиров истинные, а не мнимые духовно-нравственные ценности, оберегать свое гражданское достоинство, избегать вредных привычек, ориентируясь на здоровый образ жизни, проявлять
максимум целеустремленности, творческости и нравственности в
самых различных ситуациях своей жизнедеятельности.
Особенностью самодостаточной личности является то, что она не способна совершить аморальные действия и поступки. У самодостаточной личности достаточно ума и нравственного потенциала, чтобы даже в самой сложной ситуации нравственного выбора найти единственное этически верное, правильное решение.
Многие бывают умными и высоконравственными, как говорят в
народе, «задним умом». Так вот самодостаточную личность характеризует способность не просто правильно актуализировать себя и реалистично оценивать ситуацию, но и принимать ответственные
решения в ситуации нравственного выбора.
Если далее от понятия «идеала» перейти к понятию «нравственной ценности», то следует иметь в виду следующее. Под ценностью в самом общем виде понимается важность и значимость чего либо.
Ценностью в духовно-нравственной сфере прежде всего выступает сам человек, его личностные и поведенческие качества.
Ценность тех или иных качеств проявляется через значимость
отношений, через критерии оценивания, отраженные в рейтинге
предпочтений, которые выбирает человек. От наличия ценностных
ориентаций человека зависит вектор направленности его деятельности, его желаний, стремлений, его активное или, наоборот, пассивное отношение. Далее подробнее остановимся на наиболее значимых духовно нравственных ценностях, охарактеризуем их суть.
О вере, надежде и любви Вера, Надежда, Любовь…. Эта триединая основа, триединый идеал всей русской духовно-нравственной культуры всегда имел своей целью истину, добро, красоту. К сожалению, в последние годы мы часто сталкиваемся с утратой веры в добро и нравственные идеалы, в том числе и в педагогической среде.
К чему приводит утрата веры в нравственные идеалы?
• к размыванию целей, смыслов, а в конечном итоге – и к их утрате;
• к утрате доверия в социальные институты;
• к девальвации нравственных принципов, правил;
• к тому, что под видом плюрализма мнений процветает безответственность и безыдейность;
• к тому, что в условиях утраты веры под лозунгом толерантности в общественное и личное сознание проникает враждебная идеология;
• к снижению мотивации самосовершенствования и самореализации.
Поэтому для педагога и его педагогической деятельности Вера,
Надежда, Любовь – это не просто триединый нравственный идеал,
это первейшая духовно-нравственная опора и духовно-нравственная ценность.
Наша этика – продукт наших ценностных ориентаций, симпатий и антипатий. Наши симпатии способствуют сочувствию, состраданию и в итоге – любви. Наши антипатии, наоборот, начинаются с безразличия и заканчиваются холодным равнодушием.
Размышления о любви с неизбежностью приводят нас к философско-этическому пониманию ее многоликости и многомерности.
Любовь – это форма деятельности, направленная на благо другого человека. Любовь – это самая сокровенная тайна взаимоотношений человека с человеком, когда чувства восхищения, благоговения и созидания слиты в такой гармонии, что их единство и именуется любовью. Любовь – это то, что «движет солнце и светила». О любви столько сказано и еще столько предстоит сказать… Некоторые в любви
видят цель и смысл жизни, так как любовь – это проявление высших духовных начал, всегда улучшающих и возвышающих человека. Многие абсолютно уверены, что любовь позволяет выжить в этом жестоком мире, преодолеть немало трудностей, чтобы быть счастливым.
Понимание любви у всех людей разное. Поэтому на вопрос, что такое любовь, люди отвечают по-разному.
Вот на какие чувства обратили внимание старшеклассники разных школ, отвечая на вопрос: Что такое любовь?
Любовь – это обожание
Любовь – это переживание
Любовь – это духовная близость
Любовь – это восторг
Любовь – это страдание
Любовь – это доверие
Любовь – это красота взаимоотношений
В учительской среде можно часто слышать, как один педагог говорит о другом : «Она (он) любит своих учеников. Но что собой представляет эта педагогическая любовь?
Педагогическая любовь, прежде всего, требует максимальной
педагогической самоотдачи, а значит, максимальной самореализации своих лучших педагогических качеств, самореализации своих
педагогических способностей.
Педагогическая любовь – это сопереживание, сострадание, это
единение педагога и ученика на глубокой духовно-нравственной
основе. Педагогическая любовь – это педагогическая открытость и взаимопонимание, когда педагог понимает своего ученика с полуслова, с полувзгляда, это понимание их истинных мотивов, намерений, их духовного мира. Педагогическая любовь – это и глубокие переживания педагога за ошибки, промахи своих учеников и вместе с тем гордость
за их успехи и достижения. Педагогическая любовь предполагает
тонкий, психологически выверенный учет возможностей своих
учеников, это прогнозирование их развития и содействие этому
развитию, способствование расцвету сил их потенциальных возможностей.
Вместе с тем педагогическая любовь – это и повышенные требования к своим ученикам, то есть истинная педагогическая любовь всегда сочетает требовательность и ответственность. Истинная педагогическая любовь – это расширение зоны ближайшего
развития своих учеников, предоставление им той степени свободы
для творческого и духовно-нравственного саморазвития, которое
педагог всякий раз определяет и выверяет.
Педагогическая любовь – это и забота о благополучии и счастье
своих учеников не только сегодня, сейчас, но и на всю прогнозируемую на многие годы вперед перспективу.
Поэтому будем всегда помнить, что качество образовательно воспитательного процесса и саморазвитие педагога и учащихся будет прирастать через любовь педагога к своим ученикам.
Обобщая вышесказанное можно сформулировать:
Десять правил истинной любви
1. Научитесь доверять тому, кого вы любите.
2. Открыто выражайте и проявляйте свои чувства.
3. Будьте с любимыми максимально искренни и откровенны.
4. Прощайте любимому его некоторые слабости и возвышайте
его достоинства.
5. Помните, что в любви главное – отдавать, а не получать.
6. Ищите с любимым общие интересы, увлечения.
7. Чаще обсуждайте с любимым общие дела и проблемы.
8. Любите не только и не столько умом, а сердцем.
9. Любить – это значит искренне восхищаться тем, что вы любите.
10. Давайте друг другу свободу для роста, саморазвития и самореализации, Любовь это в первую очередь действие в делах и поступках, а не просто красивые слова, об этом ненужно забывать.