Кривцунова Анна
Основы финансовой грамотности для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основы финансовой грамотности.
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Публикация «Основы финансовой грамотности для дошкольников» размещена в разделах
Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в условиях детского сада формирует тот опыт у дошкольника, который становится базой для дальнейшей работы по формированию финансовой культуры. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, и если не сформировать правильное представление о деньгах, то может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику нужно помочь в освоении азов финансовой культуры. Этого можно достичь, используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки и постепенно постичь азы финансовой культуры.
В возрасте 5-6 лет различные виды игровой деятельности проводятся 1-2 раза в неделю в разных формах и методах работы с детьми (в непосредственно - образовательных, трудовых, индивидуальных и совместных) и используются в определенной последовательности.
В игровой ситуации «Откуда появились деньги» преследовалась цель обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства.
Дети внимательно слушали историю появления денег, оживленно рассматривали иллюстрации энциклопедий. Дети высказывали разные мнения о том, как люди могли в давние времена приобретать нужную им вещь, если не было еще изобретено денег.
В старшем дошкольном возрасте задания для детей усложняются путем введения в педагогическую деятельность новых экономических понятий.
Для формирования понятия «бюджет семьи» (доход и расходы) использовали игровые ситуации «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники», в ходе которых дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, ведением домашнего хозяйства.
Закрепить представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы использовали такие игровые ситуации как «Банк», «Банкомат», «Универсам».
Играя в настольно-печатные и дидактические игры («Кому что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где прода тся») дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, пчеловода, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера). Игры не вызывали у детей затруднения, дети охотно в них играли, доказывали верность своего выбора.
Старались донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами. В работе с детьми использовалась народная мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пытались объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать», «Пушинка к пушинке – и выйдет перинка».
Немаловажную роль в формировании элементарных экономических знаний у детей имеют игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» были организованы в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду (помощником воспитателя, дворником, охранником. поваром и т. д.) чтобы дети наглядно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.
Также организовали сюжетно-ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду («Магазин одежды», «Банк», «Парикмахерская», «Поликлинника»).
Например, играя в «Строителей», обращали внимание дошкольников на то, как долго мы строили, и как неприятно, когда ломают и портят твои постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.
В самостоятельной деятельности также использовались сюжетные,дидактические игры, модели, которые дошкольник выбирал и проигрывал сам. Взрослый находился за кругом детской деятельности, создавая развивающую предметно-пространственную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов.
Много читали художественной литературы, обсуждали рассказы о труде людей разных профессий, стихотворений, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк».
В работе использовали театрализованные игры с участием самих дошкольников («Муха Цокотуха», «Три поросенка»). Ребята, принимая на себя роль сказочных персонажей, хорошо усваивают, что труд лучше, чем лень, он важен в нашей жизни, потому что он оплачивается и тем самым мы удовлетворяем свои потребности.
В развитии дошкольников немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов с родителями. Были проведены беседы : «Как не вырастить жадину», «Покупай правильно». В дальнейшем в приёмной организуем уголок для родителей «Денежная азбука», в котором будут : консультации, папки-передвижки, памятки. Так же планируем в конце учебного года провести мероприятие: «Ярмарка».
Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогут детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т. д., позволят не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатят словарный запас детей экономическими терминами