Красова Жанна Валерьевна
Основные пути укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Состояние физического здоровья подрастающего поколения остается одной из актуальных проблем современного общества. Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов и родителей. В Концепции дошкольного воспитания сказано, что именно «…в дошкольном возрасте закладываются фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, преображаются физические качества; вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания; приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни».
Публикация «Основные пути укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основными путями укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста являются :
• формирование знаний о своём организме, значении физических упражнений для здоровья;
• овладение техникой физических упражнений.
Первый путь формирование знаний о своём организме, значении физических упражнений для здоровья. Важно заинтересовать ребенка этой темой, сформировать знания о том, что от состояния организма зависит успешная деятельность человека.
Система оздоровительных мероприятий в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, что не менее важно, привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду, начиная с самого раннего возраста, к моменту перехода в старшую группу дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений.
Если ребенок знает особенности своего организма, ему легче будет предотвратить ситуацию, наносящую вред своему здоровью.
В дошкольном возрасте закладываются основы самопознания. Усвоение дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности. Эти знания помогут ребенку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками.
1. Привлечение внимания ребенка к своему телу, организму. Активизация интереса к дальнейшему самопознанию.
2. Знакомство детей с внутренним строением организма человека: с различными органами, их деятельностью, значением каждого органа для здоровья человека и жизни в целом. Учить детей : «слушать» и «слышать» свой организм; правилам и нормам здорового образа жизни.
3. Закрепление представлений о человеческом организме.
Мы должны действовать по формуле: сначала помоги ребенку осознать, зачем ему это делать, затем научи его в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно.
В старшем дошкольном возрасте уже возможно ознакомление с биологическими системами организма, его функциями, проведение профилактики вредных привычек.
Формирование у детей 5-6 лет элементарных представлений о человеческом организме происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения (самоощущения, что делает этот процесс личностно-значимым.
На каждом физкультурном занятии мы объясняем, какая польза от того или иного упражнения (одно - для того, чтобы спинка была ровная и красивая, другое – чтобы талия была тонкая и т. д.)
Рекомендуемые формы работы с детьми: занятия, экскурсии, дидактические игры, совместная деятельность воспитателей с детьми в свободной форме.
Главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за свое здоровье, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т. е. научился понимать важность этих процедур для здоровья, осознанно и активно использовал их в повседневной жизни в ДОУ и дома.
При усвоении физкультурных знаний, у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, они начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.
Программу целенаправленного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры одной из первых предложила З. И. Нестерова. Формирование физкультурных знаний первоначально следует на уровне представлений: фиксировать конкретные образцы поведения, положительные и отрицательные действия по отношению к собственному здоровью.
Знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья; знания простейших правил самодисциплины; знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур; знакомство с некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах, обморожениях; знания о физических упражнениях, об их значении, о способах их применения; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о содержании и правилах подвижных игр; знания и представления о своем организме; формирование представления об Олимпийских играх, символике, знаменитых спортсменах; знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни людей (знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении); получение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культурой); знания о своих физических возможностях (уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку); знания и представления о своем организме (строение скелета, значение мышц, строение и деятельность головного мозга, сердца, органов дыхания).
Второй путь овладение техникой физических упражнений
Физические упражнения — это такие двигательные, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.
В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.
Техника физического упражнения способ выполнения движения для решения двигательной задачи.
Критерием оценки эффективности техника физических упражнений является внешняя форма, количественный результат или выполнение двигательной задачи.
В технике физических упражнений различают основу, определяющее звено, детали.
Основа техники это главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Определяющее звено техники это наиболее важная и решающая часть основы техники данного движения. Выполнение определяющего звена происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Детали техники это второстепенные особенности выполнения упражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техники. Детали техники зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей ребенка и условий, в которых упражнение выполняется.
Правильное использование индивидуальных особенностей каждого за-нимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание лю-бого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме ребенка при выполнении данного упражнения.
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей физического здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств ребенка, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях физического здоровья.
Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.
Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).
Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.
Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.
Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия
Основная фаза состоит из движений (или движения, с помощью которых решается главная задача действия
Заключительная фаза завершает действие
К временным характеристикам физических упражнений относятся длительность движений и темп.
Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т. п.) определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.
Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т. п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.
Пространственно-временные характеристики — это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп, величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).
Динамические характеристики физических упражнений
Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести, трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др., инерционные силы перемещаемых предметов и т. д.
Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.
Критерии оценки эффективности техники
Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.
В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:
1) результативность физического упражнения
2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;
3) разница между реальным результатом и возможным.
Одним из наиболее эффективных средств укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста является физические упражнения - плавание.
Таким образом, упражнения, входящие в систему физического воспитания, обеспечивают закономерные изменения психической деятельности ребенка, в работе кровообращения, дыхания, в обменных процессах, что создает необходимое условие для гармонического развития физиологических систем детского организма. Укрепление физического здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма, оно должно быть основано на целом комплексе специальной организации учебного процесса.