Мария Чугуева
Основные проблемы замещающих семей, воспитывающих ребенка, оставшегося без попечения родителей. Школа приемных родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Замещающие семьи сталкиваются с определенным набором сложных ситуаций в воспитании приемных детей и отношениях с ними, которые проявляются в низкой мотивации к учебе и успеваемости, плохом поведении в школе, в трудностях, связанных с возрастными особенностями опекаемых, соматическим и психическим здоровьем детей, а также, в нарушении детско – родительских отношений.
Публикация «Основные проблемы замещающих семей, воспитывающих ребенка, оставшегося без попечения родителей, Школа приемных родителей» размещена в разделах
Причинами данных трудностей могут являться низкий уровень знаний родителей о возрастной психологии подростка, отсутствие общих интересов между взрослым и ребенком, наличие у ребенка психотравмирующего опыта проживания в кровной семье.
Анализируя эти причины, была разработана программа, предназначенная для подготовки лиц, желающих стать приемными родителями. Целью программы является содействие благополучному устройству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данная программа реализуется специалистами Служб подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей. Подготовкой кандидатов в замещающие родителей занимается педагог – психолог, который помогает участникам школы приемных родителей разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребенка в семью. На курсах подготовки формируются знания об особенностях психолого – педагогического и физиологического развития детей и подростков. Также кандидаты в замещающие родители получают знания, необходимые для успешной адаптации семьи и ребенка.
С чего же начать? И как все это проходит? Все желающие принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обращаются в нашу Службу подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей (СППиСЗС). Психолог знакомится с семьей или кандидатом, который принял решение взять ребенка. Проводится первичная диагностика для получения информации о кандидате и его семьи, их личностных качеств и характеристик, а также степени осознанности их мотивов принятия ребенка. Следующий этап реализации программы – обучение. Учащиеся курсов подготовки посещают занятия один раз в неделю. Всего проводится 8 тематических лекций. Из моей практики ведения курсов подготовки я наблюдала у кандидатов пессимистичный настрой в начале занятий, т. к. были сомнения по поводу чего – то нового о воспитании детей. По окончании курса у участников оставались только положительные впечатления. Ведь наши занятия – это не только скучная теория, но и тренинги, в которых можно проиграть какую – либо ситуацию, посмотреть на проблему со стороны, оценить правильность своих действий. Чем же хороши занятия в группе? Собираясь вместе, мы получаем возможность обменяться и поделиться опытом с другими, т. к. участников группы объединяет одна цель – воспитание ребенка, желание дать ему все необходимое и подарить свою любовь и заботу.
Чтобы разнообразить стандартную программу занятий, я в свою очередь, решила внедрить проект «Гармония», который основан на методах и техниках арт – терапии. На каждом занятии проводится определенное упражнение арт – терапии, направленное на самопознание, раскрытие потенциала участников. Также данные упражнения помогают проработать негативные эмоции и снять эмоциональное напряжение.
По окончании курса лекций проводится итоговая аттестация в форме тестирования, чтобы выявить уровень освоения кандидатами теоретических знаний.
Специалисты службы заинтересованы в благополучии приемных семей, способны проникнуться проблемой каждого родителя и ребенка, найти эффективные пути решения трудностей, а также создать все необходимые условия для профилактики возвратов детей в детские дома.