Емельянова Иванова Екатерина
Основной общий комплекс артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика для язычка
Общий комплекс артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика готовит органы речи к произнесению звуков родного языка. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в развитии всех сторон речи, в том числе и произносительной стороны. Многие дети по разным причинам либо не произносят какие-то звуки вообще, либо заметно их искажают. Артикуляционная гимнастика вырабатывает правильные позиции, положения речевых органов, из которых потом можно «собрать» уклад каждого звука, как из конструктора.
Публикация «Основной общий комплекс артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Чтобы ребёнку было интересно, необходимо создавать игровое настроение, хвалить его за старание. Если у ребёнка что-то не получается, не ругать его, а дать ему время — и он обязательно научится.
Основной (общий) комплекс артикуляционной гимнастики.
Выполнять каждый день 5-7 минут
Ребенок выполняет упражнение, а в это время взрослый читает стихотворение или считает от 8 до 1-го. Каждое упражнение выполнять 5-6 раз.
Важно следить за дыханием! Во время выполнения упражнения дышать через нос.
1. «Бегемот» На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «2» закрыть рот (окошко закрыто).
Бегемотик открыл рот,
Подержал. Потом закрыл.
Раз-два-три-четыре-пять,
Очень хочется зевать.
2. «Лягушка» Широко улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, потяну
Я умею, я могу.
3. «Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
4. «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
5. «Блинчик» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык широкий положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язычок не расслаблять!
6. «Трубочка» Открыть рот, свернуть язык трубоч-кой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже.
Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем.
7. «Толстячок» Надувание обеих щек одновременно. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
Хомячок, хомячок, добродушный толстячок.
Свои щечки надувает,
Вкусной пищей набивает.
8. «Худышка» Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
Втянем щеки по сильнее
Станем стройными скорее.
9. «Накажем непослушный язычок» Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
10. «Причешем язычок» Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
11. «Часики» Широко улыбнуться, открыть рот. Кончик язы-ка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок
Смотрит влево, смотрит вправо.
12. «Качели» Улыбнуться, широко открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.