Оксана Невечера
Основа нравственно-патриотического воспитания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основа нравственно-патриотического
воспитания у старших дошкольников
Воспитатель: Невечера Оксана Григорьевна
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это
доказывать». Д. С. Лихачёв.
Актуальность патриотического воспитания у детей на данный момент находиться на важном месте, отводится особое значение воспитанию патриотизма у государства страны.
Публикация «Основа нравственно-патриотического воспитания у дошкольников» размещена в разделах
Наша задача, как педагогов, воспитать любовь, уважение, чувство
открытости, дружеских отношений по отношению ко всему, что нас окружает
(природа, родной край, родная страна, к людям, которые живут рядом с нами).
Пройдет время, а то, что мы заложили в детском возрасте: приобщая детей к
культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая
духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу, любовь к родине, к своей земле, семье, он будет применять в своей взрослой жизни.
Цель: Возрождение лучших традиций народной педагогики. Повышение качества
нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
• Приобщение детей к истории и духовной культуре народа, воспитание их на
традициях нравственности, гуманизма и толерантности.
• Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности
родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
• Воспитать любовь, уважение, чувство открытости, дружеских отношений по
отношению ко всему, что нас окружает (природа, родной край, родная
страна, к людям, которые живут рядом с нами).
Принципы
- Возрастной и индивидуальный подход в воспитании детей;
- Системности;
-Интерактивности;
- Освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций,
свойственных отечественному образу жизни;
- Социокультурной и психологической адаптации содержания воспитательных
программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьей.
Как же развивать нравственность у дошкольников?
Нравственность, как основа патриотизма, не может развиваться путём
естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с
Федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция,
регламентирующая государственные символы, их описание и правила
использования флага, герба и гимна РФ. Важным моментом в воспитании
патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.
Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и
систематической работы взрослых и их личного примера.
Мне захотелось более обширно раскрыть и познакомить детей с темой нравственного - патриотического воспитания. В городе на данный момент, живет огромное количество людей имеющих разные национальности. Новизна
заключается в том, что в моей группе дети воспитываются родителями, имеющими не только корни разных национальностей, но и их переплетение с разными национальностями. Это дает возможность узнавать историю каждого народа, чтить традиции, воспитывать уважение к разным культурным ценностям.
В своей работе я начала использовать разнообразные средства патриотического воспитания.
В группе уголок по патриотическому воспитанию «Мой родной край»
пополнялся разнообразным материалом:
Куклы в национальных костюмах: русская, татарская, белорусская и мордовская;
• Альбомы: «Мой город», «День Победы», «Моя семья», «Родословные древа
детей»,
«Наш детский сад»;
• Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия:
скатерти, полотенца, одежда; декоративные тарелки, изделия из дерева,
украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки; русские народные
игрушки - свистульки);
• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий
родного города;
• Книги с русскими, татарскими, белорусскими и мордовскими сказками,
потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных
праздников;
• Различная познавательная и художественная литература;
Детей знакомила с разными видами символик государств:
- Герб один из первых других официальных знаков, детей знакомили с историей создания герба, также обращали внимание на то, что в изображении
использовалось разнообразное количество символики, это такие как; животные, цветы, девизы;
- Флаги-которые окрашиваются разными красками и несут определенное значение, то и разнообразными формами.
- гимн страны,
- загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости
воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и поучения, и
глубокая любовь к человеку, к отечеству,
-сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к
традициям народа. Например, отмечать профессиональные и национальные
праздники такие как:
• татарские праздники: Сабантуй - задобрить духов плодородия, чтобы те
дали хороший урожай; Каргатуй – также весенний праздник;
• праздники урожая;
• белорусские праздники: День Ивана Купала, Гукание вясны -приход весны;
• мордва: Игрища, Тарваз озкс - посвящен богине поля Паксаве.
Дети не только познакомились с традициями этих праздников, но и научились
использовать элементы для создания национальных костюмов, разучили
подвижные игры, познакомились с национальными блюдами. Прикосновение к
истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет
сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному
отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В работе по патриотическому воспитанию мною используется различные формы и методы работы с родителями такие, как: составление герба семьи, составление генеалогического древа семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания.
Родители – активные участники всех мероприятий, помогли организовать в нашей группе выставку мини-музея старинных вещей, утвари, где дети смогли
познакомиться со старинными вещами, которые они увидели впервые. Многие дети не всегда могли догадаться для чего тот или иной предмет нужен в быту. Было очень интересно и познавательно.
В мае дети смогут принять участие в областной акции «Читаем
детям о войне», посвященной 78 годовщине Победы в Великой Отечественной
войне. Здесь они смогут раскрыть свой потенциал, поделится накопленной информацией о патриотическом воспитании «Чтение стихов, составление рассказа детьми о своем прадедушке, оформленном уголке «Боевой славы» в группе. Я считаю, что тесное взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно - патриотическому воспитанию, использование различных форм организационно- педагогического процесса, таких как: бабушкин сундучок; участие в бессмертном полку; посиделки в русской избе; поэтические вечера позволяют:
- сформировать уважение к традициям разных народов, культурным ценностям, к истории каждого народа,
- способствуют проявлению любознательности по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям,
- развивают умения отражать свои впечатления о малой Родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Таким образом, работа по формированию нравственно-патриотическому
воспитанию является важной стороной общей работы по воспитанию любви и
интереса к нашей Родине, интереса к жизни и истории народа