Ирина Иванова
Осенние листья
▼ Скачать + Заказать документы
Осенние листья.
Музыкальное занятие в старшей группе.
ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о деревьях (дуб, береза, клен, рябина). Развивать творческую инициативу в танце, ритмопластике, пении, аппликации. Познакомить с музыкой Баха. Воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе.
Дети с воспитателем входят в зал.
Музыкальный руководитель (м. р.) :
Что за гости в зал спешат?
Двадцать маленьких ребят.
Становитесь вот сюда.
Все на месте?
Дети: Да, да, да!
Публикация «Осенние листья» размещена в разделах
М. Р. : Сегодня нам пришло письмо (открывает почтовый ящик, вынимает красивый конверт желтого цвета). От кого же оно? (читает). Ребятам детского сада от волшебницы Осени (вскрывает письмо, читает). «Дорогие ребята! Вы заметили, как я красиво нарядила парки и улицы осенней листвой? Это потому, что я скоро приду к вам на праздник. А пока самым внимательным высылаю загадку: почему листочки становятся желтыми и красными, а затем опадают? Отгадывайте и ждите меня в гости.
Ваша золотая Осень.
Дети: (отгадывают). Становится холоднее, деревьям не хватает тепла и света, они готовятся к зиме, постепенно засыпают.
М. Р. погода стоит теплая, солнечная, а то дождливая. Давайте вспомним игру про сороконожку.
Дети встают друг за другом в колонну, проводится игра «Сороконожка»
Дети и воспитатель:
Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут «паровозиком» пружинящим шагом, держась за плечи друг друга, вдруг закапал дождик: кап!
Ой, промокнут сорок лап! (останавливаются)
Насморк мне не нужен,
Обойду я лужи (идут, высоко поднимая колени)
Грязи в дом не принесу (останавливаются, трясут правой ногой,
Каждой лапкой потрясу (трясут левой ногой,
И потопаю потом,
Ой, какой от лапок гром! (иду топающим, пружинящим шагом).
Затем дети садятся за столики, на которых приготовлены подносы с сухими листьями, бумага, клей для аппликации. Воспитатель читает загадки о деревьях, дети вместо устного ответа поднимают нужный листочек – отгадку).
Воспитатель:
За могучий рост и силу
Дерево мне это любо.
Ищут желуди ребята, Под листвой большого (дуба)
А зимою спит в морозы.
Белый ствол, как лучик света,
У красавицы (березы).
Листья длинные, как перья,
Держат нити паутины.
Птицам на зиму веселье –
Грозди ягод от… (рябины).
Протянул ко мне ладошку –
Желтый, солнцем озарен,
Только выше он немножко.
Здравствуй, друг мой, добрый (клен)
М. Р. предлагает исполнить попевку, поднимая и опуская листочки. Дети берут по одному листочку.
Дети: (поют)
Листик полетел ( постепенное движение мажорной гаммы вверх : ре- ля).
Листик мой упал. ( поступенное движение мажорной гаммы вниз : ля-ре октавы).
М. Р. предлагает спеть песню «Осенние подарки» (муз и слова В. Шестаковой // Музыкальный руководитель. – 2006. - №5. – с. 74)
С выразительной интонацией, протяжно и ласково. Выбираются солисты на повторное исполнение.
М. Р. : сегодня к нам в гости пришла новая музыка. Она немного грустная, плавная, как полет осеннего листочка, давайте ее послушаем и попробуем немного подвигаться вместе с ней, представим, что мы – листочки. Итак, волшебство начинается…
Дети берут по листочку, слушают музыку Баха «Страсти по Иоанну» (отрывок) в аудиозаписи. Желающие импровизируют танец.
Воспитатель: Давайте попробуем создать аппликацию, слушая музыку, пусть она нам помогает украшать нашу осеннюю дорожку.
Дети выполняют аппликацию – коллективную работу «Осенняя дорожка». Во время выполнения аппликации музыка звучит второй раз чуть тише (как фон).
М. Р. посмотрите, как красиво стало в зале, словно тут побывала сама Осень. Настроение праздничное от Ваших ярких работ, хочется повеселится!.
Девочка:
Я по садику гуляла
И листочки собирала :
Вон их сколько самых разных-
Желтых, бурых, даже красных!
Набрала большой букет-
Теплой осени привет!
Проводится игра «Листопад».
Трем группам детей раздают картонные листочки дуба, клена, рябины. У каждой группы – листочки одного и того же дерева. Выбираются дети, играющие роль деревьев. Дети – деревья произвольно встают на расстоянии друг от друга, дети с листьями встают около своих деревьев. Под первую часть музыки (м. р. использует любую легкую музыку двухчастной формы) все дети выполняют качание руками из стороны в сторону, изображая маленький ветер. На вторую часть музыки бегают врассыпную, в конце второй части бросают листья вверх. Листья падают, дети подбирают любой лист и бегут к дереву, листочек которого им достался. Подбежав к дереву, поднимают листочек вверх. Выигрывают те дети, которые быстрее собрались у своего дерева. Игра повторяется со сменой детей – деревьев. Проводится заключительное упражнение «Мы деревья».
Воспитатель: (произносит текст без музыки)
Мы – деревья (дети качаются в такт словам, слегка расставив ноги в стороны)
Ноги - корни (руки опущены)
Тело – ствол большой и сильный (дети проводят руками по телу снизу вверх)
Наши ветки ветер клонит (покачивают из стороны в сторону поднятые вверх руки)
Пляшут листья в небе синем (быстро машут руками под легкую музыку, выбранную педагогом).
В конце музыки дети опускают руки вниз, несколько раз встряхивая ими для расслабления. Упражнения повторяется, дети проговаривают текст с воспитателем.
Воспитатель: Как вы сейчас похожи на молодые деревья! Давайте будем беречь деревья, не стане их ломать и калечить, ведь они такие красивые, тоже растут и хотят жить и всех радовать! В конце занятия дети еще раз любуются аппликацией и уходят из зала под музыку Баха.