Людмила Иглина
Осенние листья
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по центрам активности с детьми 4-5 лет
Тема: Осенние листья
Средства:
букет засушенных листьев, картинки с изображением деревьев
Оборудование: вырезанные из бумаги листочки по количеству детей, засушенные листья, лупы, ватман для выполнения коллективной работы, слоеное тесто, формочки для вырезания печенья, противень, скалка, мука, клей ПВА, фартуки
Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Публикация «Осенние листья» размещена в разделах
Сбор листьев разной формы и окраски.
Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
Задачи:
Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
Формировать представление о строении листа, зависимости полета падающего листа от его величины и формы.
Познакомить детей с выполнением аппликации из засушенных листьев
Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
Развивать внимание, связную речь, мелкую моторику, любознательность, творческое воображение.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Педагог предлагает встать в круг и поиграть в коммуникативную игру:
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте (показывают руки)
Пальчики сердитые здравствуйте (загибают пальчики)
И ладошки наши крошки здравствуйте (потирают ладошки между собой)
Разбудите наши ножки здравствуйте (показывают на ноги)
И притопы, и притопы здравствуйте (притопывают ногами)
И пружинки, и пружинки здравствуйте (приседают)
И улыбки, и улыбки здравствуйте (улыбаются)
Все друг другу улыбнитесь здравствуйте
Вот мы с вами поздоровались друг с другом и нашими гостями.
Утренний сбор
Введение в тему
Ребята по дороге в детский сад я набрала букет из листьев
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Какого цвета листья?
Как вы думаете, кто раскрасил листочки?
Правильно, осень. Это очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.
Игра «Осенние приметы»
Когда я назову приметы осени говорите дружно да. Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно нет.
Вы готовы? (Да) Дайте правильный ответ.
Осенью цветут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Часто- часто льют дожди? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну а птицы гнезда вьют? (нет)
Звери норки закрывают? (да)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Солнце светит очень жарко? (нет)
Все купаются в реке? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Сапоги всем обувать?
Появляются разноцветные листья, которые разносит ветер.
Физминутка
Мы листики осенние, на ветках мы сидели
(плавное покачивание руками вверху над головой)
Ветер дунул – полетели, мы летели, мы летели
(руки в стороны, махательные плавные движения, бег)
И на землю тихо сели
(медленно присесть на корточки)
Ветер снова набежал и листочки все поднял
(встать, встать руки в стороны)
Закружились, полетели
(бег с махательными движениями)
И на землю снова сели
(присесть)
Обсуждение темы
Дидактическая игра «Найди дерево»
Ребята, посмотрите перед вами три дерева. А какие это деревья? - Правильно это дуб, берёза и клён.
Педагог раздает детям листья разных деревьев.
Вам надо свой листочек приложить к его дереву.
Игра повторяется 2-3 раза
Модель трех вопросов
Как называется этот листок? А этот?
Этот листок кленовый, это – дубовый и березовый.
Какие еще листья знаете?
- А что вы знаете про них?
- А что хотите узнать еще?
- Вот видите, сколько еще мы не знаем. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?
Выбор деятельности
Возможно, что уже сегодня в центрах активности вы найдете ответы на свои вопросы. Например, в центре познания вы понаблюдаете за строением листа с помощью лупы и проведете эксперимент «Как листья падают»
-В центре искусства сделаете осенний ковер из засушенных листьев
-В центре кулинарии вы сделаете листья из теста
- Выберите центр, в котором вы бы хотели поработать.
Деятельность в центрах активности
Центр познания
Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы
выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Центр искусства
Мы с вами будем учиться наклеивать засушенные листья.
Такие листики наклеивают на клей ПВА. Намазывать их нужно аккуратно, чтобы не поломать. Такие листья очень хрупкие.
Взрослый показывает способ приклеивания.
После этого предлагает составить ковер из листьев и приклеить их.
Центр кулинарии.
Скажите что нужно повару, чтобы получились вкусное печенье?
Правильно, тесто, скалка, мука, противень, выемки.
Какую одежду надевает на себя повар?
Надевайте на себя фартуки и косынки, превращайтесь в поваров.
Вот сегодня мы с вами сделаем необычные листочки, из теста.
Взрослый раскатывает тесто и предлагает выемкой вырезать листочки.
Итоговый сбор
Ребята, расскажите, чем вы занимались в своих центрах.
Что узнали нового?
Чему научились?
Что понравилось?
Вот сколько нового мы узнали?
Ребята я вам предлагаю по дороге домой собрать букет из листьев, высушить и сделать свою интересную аппликацию вместе с родителями сделать интересную аппликацию и принести её на выставку в детский сад.