Эльмира Хорихина
«Осень. Признаки осени. Деревья». Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе.
Тема «Осень. Признаки осени. Деревья».
Коррекционно-образовательные цели.
Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень». (Осень, погода, лист, дерево, береза, кора, дуть, теплый, солнечный).
Коррекционно-развивающие цели.
Публикация «„Осень, Признаки осени, Деревья“, Конспект занятия по развитию речи в младшей группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.
Оборудование.
Магнитофон, листья для игры «Осенние листочки», подготовленный рисунок дерева без листьев, краски, кисточки.
Ход занятия
Воспитатель встречает детей с улыбкой, здоровается и говорит что рад видеть детей, а потом приглашает подойти к окну.
Воспитатель. Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети. Солнечная.
Воспитатель. Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие, белые облака, светит солнце. Когда вы вышли в детский сад, вам было холодно?
Дети. Нет. Тепло.
Воспитатель. Правильно воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня
почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите на
дерево под окном. Вы знаете, как оно называется?
Дети. Береза.
Воспитатель. Верно. Это береза. А по каким признакам её можно узнать? Что её отличает от других деревьев?
Дети. Белая кора.
Воспитатель. Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про неё говорят: белоствольная. Она стройная. У неё длинные тонкие ветви. А какие листья мы видим на березе?
Дети. Зеленые и желтые.
Воспитатель. На березе уже много желтых листьев. Почему?
Дети. Наступила осень.
Воспитатель. Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе.
Упражнение «Осенние листочки» (Развитие длительного направленного плавного выдоха.)
Воспитатель раздает детям березовые листочки.
Воспитатель. С какого дерева опали эти листья?
Дети. С берёзы.
Воспитатель. Правильно. Какие они?
Дети. Желтые.
Воспитатель. Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как это сделаю я.
Воспитатель медленно набирает воздух через рот, вытягивает губы трубочкой и дует на листок, не раздувая щек. Далее упражнение выполняют дети. Воспитатель следит, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе. Упражнение повторяется не более 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.
Воспитатель. У вас получилось упражнение. Молодцы.
Артикуляционная гимнастика.
Выполняются упражнения:
«Бегемот» - широко раскрываем и затем закрываем рот.
«Часики» - губы в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
«Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) Ритмично менять положение языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок.
«Почистить зубы» - широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
«Лошадка» - улыбнуться, показать язык, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка.
«Грибок» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.
«Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается и подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки.
«Маляр» - улыбнуться, открыть рот «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения взад-вперёд.
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит рисунок «Осенняя картина» (дерево с веточками и без листьев)
Воспитатель. Посмотрите внимательно на картину, которую нарисовал художник. На картине тоже осень. Только все ли нарисовал художник?
Дети. Нет. Не хватает листьев.
Воспитатель предлагает детям дорисовать листочки. Раздает детям краски и кисточки. Дети наносят краску на свои ладошки и прикладывают их к картине. Так поочередно все дети оставляют свои осенние автографы на картине.
Воспитатель. Посмотрите какая красивая получилась у нас картина. Молодцы ребята.
Рефлексия.
Воспитатель. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
1-й ребенок. Смотрели в окно. Видели деревья.
2-й ребенок. Делали упражнения.
3-й ребенок. Учились дуть на листочки.
4-й ребенок. Рисовали осенние листья.
Воспитатель. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, о том, какими бывают осенью деревья, какая осенью погода.
Использованная литература
1. Волина В. В. занимательное азбуковедение. М., 1991.
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 656 с.