Александр Владимирович Гришин
Ощущения как начальный источник всех наших знаний о мире
▼ Скачать + Заказать документы
Ощущение – это психическое отражение изолированных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения – начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
Публикация «Ощущения как начальный источник всех наших знаний о мире» размещена в разделах
Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами – системы чувствительных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражители.
В состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс, иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д., т. е. ощущения не являются пассивными процессами, а носят активный характер.
Различают пять основных видов (модальностей) ощущений :
обоняние,
вкус,
осязание,
зрение
и слух.
Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей.
А. Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому (по принципу модальности)и генетическому (по принципу сложности или уровня их построения).
Систематическая классификация ощущений
интероцептивные – объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма (от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов, относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям;
проприоцептивные – обеспечивают регуляцию наших движений через сигналы о положении тела в пространстве (ощущения равновесия) и о положении опорно-двигательного аппарата, составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции;
экстероцептивные ощущения – обеспечивают получение сигналов из внешнего мира, связывают человека с внешней средой и создают основу для нашего сознательного поведения; бывают двух видов: контактные (вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа, например, вкус и осязание) и дистантные (вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии – обоняние, слух и зрение).
Генетическая классификация ощущений позволяет выделить два вида чувствительности:
протопатическую– более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства (голод; жажда; боль и пр.); эпикритическую– более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную, к которой относят основные органы чувств человека (обеспечивающие зрение, слух, равновесие, вкус, запах, тактильную чувствительность и т. п.).Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.
Общие свойства ощущений
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность ощущения есть его временная характеристика, которая также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время – так называемый латентный (скрытый) период ощущения, который неодинаков для различных видов ощущений (например, для тактильных ощущений – 130 мс; для болевых – 370 мс, для вкусовых – 50 мс).
Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Этим свойством объясняется, например, отсутствие перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров – последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным; при цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.