елена шапран
Организационная культура ДОУ. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Организационная культура ДОУ»
Чтобы грамотно организовать управления коллективом нужно знать тип организационной культуры этого коллектива, его ценности. Для этого мы провели исследование по методике К. Камерона, Р. Куинна «Диагностика организационной культуры».
Цель исследования: определить тип организационной культуры ДОУ и её состояние в целом, и, оценив человеческие ресурсы, выстроить дальнейшую стратегию поведения.
Метод исследования: Методика К. Камерона, Р. Куинна «Диагностика организационной культуры»
Участники исследования: Педагогический коллектив МДОУ д / с «Теремок» с. Долина
Ход исследования: Сотрудникам коллектива была предложена анкета, содержащая шесть разделов с четырьмя вариантами утверждений.
Таблица 1. Результаты диагностики организационной культуры педагогического коллектива МДОУ д / с «Теремок»
Тип культуры / Параметр Клановая Адхократическая Рыночная Иерархическая
Сейчас Предпочтительно Сейчас Предпочтительно Сейчас Предпочтительно Сейчас Предпочтительно
Общая характеристика 37 31 34 34 19 25 10 10
Общий стиль
лидерства 34 23 28 42 23 21 15 14
Управление коллективом 28 29 26 33 24 16 22 22
Связующая сущность 27 21 27 46 36 18 10 15
Стратегические цели 31 32 26 33 30 19 13 16
Критерии успеха 36 25 21 36 20 25 23 14
Средний балл 32 27 27 37 25 21 16 15
Организационные профили по результатам проведения исследования по методике К. Камерона, Р. Куинна «Диагностика организационной культуры» в МДОУ д / с «Теремок»
Рисунок 1. Организационная культура МДОУ д / с «Теремок»
Рисунок 2.
Общая характеристика организации МДОУ д / с «Теремок»
Рисунок 3.
Общий стиль лидерства в МДОУ д / с «Теремок»
Рисунок 4.
Управление работниками МДОУ д / с «Теремок»
Рисунок 5. Связующая сущность МДОУ д / с «Теремок»
Рисунок 6. Стратегические цели МДОУ д / с «Теремок»
Рисунок 7. Критерии успеха МДОУ д / с «Теремок"
Результаты проведенного исследования показывают, что в коллективе преобладает клановая культура. Это подтверждает сложившиеся в коллективе отношения, основанные на открытости и развитии человеческих ресурсов. Коллектив представляет собой сплоченную команду, действующую в бурной, быстро меняющейся среде. В коллективе преобладает высокая степень обязательности.
В меньшей степени и практически в равных долях представлены адхократическая и рыночная организационные культуры. Это говорит о том, что педагоги готовы экспериментировать и рисковать. В организации делается акцент на приобретении и развитии новых образовательных подходов, технологий и методик. Индивидуальная инициатива педагогов поощряется.
В то же время организационная культура ориентирована на достижение образовательного результата, главная забота педагогического коллектива — четкое выполнение учебных и воспитательных задач. Педагоги отличаются целеустремленностью, характерно соперничество между сотрудниками. Лидер — требовательный руководитель. Организация связывается воедино стремлением к высоким образовательным результатам. Репутация и успех являются общей заботой. Перспектива стратегического развития связывается с решением поставленных задач.
Наименее выражена в учреждении иерархическая организационная культура, при которой деятельность коллектива формализована и структурирована. Деятельностью педагогов управляют четкие правила и инструкции. Лидеры и руководители гордятся тем, что они — рационально мыслящие организаторы и координаторы. Учреждение объединяет стремление сотрудников следовать разработанным правилам и официальной образовательной политике. Долгосрочные заботы состоят в обеспечении планомерности и стабильности образовательного процесса и всей жизни детского сада. Успех определяется как стабильность и избежание всевозможных проблем.
Результаты оценки будущего желательного состояния организации оказались следующими:
В будущем коллективу представляется значительное усиление адхократической ОК, где педагоги будут динамически и творчески работать, рисковать, профессионально расти, что позволит им в долгосрочной перспективе овладеть новыми образовательными подходами, технологиями и методиками, результатом которых станет разработка новых методических продуктов, а, следовательно, предоставление обучающимся новых образовательных услуг.
В то же время, в желаемом будущем организации значительно снижены клановая и рыночная организационные культуры за счет готовности экспериментировать и рисковать, быть новаторами способными к профессиональному поиску. Эти два типа культуры, а также, и иерархическая организационная культура представлены в желаемом образе учреждения приблизительно в равных невысоких долях.