Ирина Субботина
Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность – вид деятельности, непосредственно направленный на формирование личности. Она направлена на развитие творческих способностей с применением элементов театрального искусства. Основными характеристиками данного типа деятельности можно считать :
интегративность, которая предполагает наличие вариативного или собственного, авторского начала;
умение выражать разными средствами выразительности чувства и эмоции героев, понимание смысла произведения;
оформление спектакля [6, с. 113].
Публикация «Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Театрализованная деятельность дает возможность формировать социальные навыки поведения за счет нравственной направленности самих сказок и других литературных произведений.
Например, в сказках часто выражается отношение автора к добру и злу, дается оценка поступков других.
Театрализованная деятельность представляет собой одно из главных средств развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Она может пронизывать все режимные моменты, быть включена во все виды деятельности, бывает в свободной совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельных играх. Кроме того, театрализованная деятельность выступает в качестве источника развития чувств, глубоких переживаний ребенка, то есть развивает его эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события [23, с. 25].
По мнению В. А. Сухомлинского, театрализованная деятельность представляет собой неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет его волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе такого сопереживания возникают определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые [16, с. 659 - 662].
Приобщение детей дошкольного возраста к театру связано, прежде всего, со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к данному жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.
Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, она находит в его душе отклик и стихийно отражается в поведении.
Это определено тем, что театрализованная деятельность тесно связана с игрой.
Именно театрализованная деятельность позволяет решить большинство коррекционно-педагогических задач, относящихся к формированию интонационной выразительности речи детей [6, с. 24].
Следует отметить, что воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Принимая участие в данной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии посредством образов, красок, звуков, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, а также делать выводы и обобщения. С умственным развитием также тесно связана выразительность реплик персонажей, собственных высказываний, поскольку незаметно происходит активизация словаря ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и ее интонационный строй. Исполняемая роль и произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. В связи с этим у него происходит улучшение речи, а также ее грамматического строя.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность выступает источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Кроме того, театрализованные занятия развивают у детей эмоциональную сферу и заставляют сочувствовать персонажам. По мнению В. М. Теплова, в процессе такого сопереживания происходит создание определенных отношений и моральных оценок, имеющих большую принудительную силу по сравнению с оценками, просто сообщаемыми и усваиваемыми [29, с. 23].
В связи с этим театрализованная деятельность выступает в качестве важнейшего средства развития у детей эмпатии, то есть способности распознавания эмоционального состояния человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого человека. Кроме этого, театрализованная деятельность помогает находить эффективные и адекватные ситуации способы содействия.
По мнению Л. Н. Габеева, для того чтобы уметь веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, необходимо уметь посредством воображения войти в положение другого человека [20, с. 20].
Кроме того, театрализованная деятельность способствует формированию опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение либо сказка всегда обладают нравственной направленностью (дружба, доброта, честность и т. д., в связи, с чем любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям посредством театрализованной деятельности оказывать позитивное влияние на детей.
По мнению Д. М. Никифоровой, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. В связи с этим театрализованные занятия способствуют всестороннему развитию ребенка. В обязанности педагога входит:
создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно вести себя при выступлении, побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);
приобщение детей к театрализованной культуре (знакомство с театром, театрализованными жанрами, а также с разными видами кукольных театров);
обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых [25, с. 48].
Следует отметить, что для соблюдения указанных условий необходимо создание определенных условий. Театрализованная деятельность в качестве средства воспитания занимает особое положение среди всего многообразия форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, в полной мере способствует творческому развитию личности детей старшего дошкольного возраста.
С умственным развитием наиболее тесно связано совершенствование речи, поэтому театрализованная деятельность в речевом развитии ребенка имеет большое значение. По мнению Г. А. Волковой, театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи [14, с. 98]. Благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа при помощи цвета, формы и конструкции.
Детский психолог А. В. Запорожец полагает, что непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности – это первая ступень в развитии эстетического восприятия дошкольника [27, с. 189].
Отметим, что особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители представляют собой единое целое, а совместная их творческая деятельность всегда характеризуется эффективностью.
В связи с этим родителей старших дошкольников целесообразно привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, при этом не только в качестве зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текстов, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Все это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента.
Вместе с тем театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, а именно включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, а также осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Она также может быть органично включена в работу различных студий и кружков.
Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и т. д.) могут быть внесены в содержание праздников и развлечений. Помимо этого, театрализованные игры успешно используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений) [32, с. 74].
Театрализованная деятельность необходима в процессе подготовки к систематическому школьному обучению. Произвольность выразительной речи будет использоваться на уроках родной речи и литературы, в процессе участия в школьных самодеятельных коллективах.
В рамках дошкольного учреждения используются следующие виды театрализованной деятельности :
1. Театрализованные игры. Участвуя в них, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, само реализуются, само выражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, способствующие развитию психических процессов, а также таких качеств и свойств личности, как воображение, самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест [26, с. 62-66].
2. Инсценировка песен, попевок и хороводов, которые развивают музыкально-творческие способности дошкольников и способствуют умению творчески выражать образ игрового персонажа.
3. Представление разных видов театра, расширяющее кругозор детей, а также дающее элементарные знания о видах театра.
4. Драматизация сказок способствует развитию навыков публичного выступления и творческого содружества, а также формирует представление о честности, справедливости, доброте, способствует развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей. Драматизация представляет собой разыгрывание стихов, песенок, потешек, сказок. Для этого дети надевают соответствующие костюмы либо маски различных персонажей.
5. Взаимодействие с родителями в театрализованной деятельности вызывает у детей массу эмоций и обостряет чувство гордости за родителей, участвующих в театрализованных постановках. Поэтому совместная работа способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию старших дошкольников.
Таким образом, можно говорить о том, что театр представляет собой, с одной стороны, достаточно действенный инструмент воздействия на эмоции и морально-нравственное развитие ребенка, обучает его чувствовать и сопереживать, показывать свои чувства на публике, а с другой – это безопасный метод коррекции наиболее существенных нарушений эмоциональной сферы, а также самооценки и самосознания ребенка. Именно в театрализованной деятельности имеется реальная возможность безопасно сформировать чувственное представление, показать особенности деятельности в команде, дать возможность раскрыться творческому потенциалу дошкольника. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие психолого–педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.