Раиса Зайцева
Организация совместной деятельности педагога и детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация совместной деятельности педагога и детей в ДОУ
1 января 2014года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Что же изменилось при организации совместной деятельности воспитателя и детей? Совместная деятельность детей и педагога может проходить в различных формах. И в форме занятия, в форме игры, экскурсий, наблюдений и мн. др. Как правило, не все дети проявляют желание принимать участие в любой из форм. Я стараюсь детей перед проведением совместной деятельности замотивировать, создать какую-то проблемную ситуацию, ввести какого-либо героя. Например, со второй младшей группы у нас живет Ежик, который часто попадает в разные ситуации, ему надо помочь, подсказать, рассказать что-то интересное. Дети с удовольствием помогают своему любимому герою.
Публикация «Организация совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» размещена в разделах
Если все же есть ребенок, который не хочет ни помогать, ни играть, ни спасать кого-либо, я ему предлагаю выбрать ту деятельность, которой он хочет заняться. Но по той же самой теме, что и занимаются остальные дети. Для этого я стараюсь создать предметно - развивающую среду. Например, если мы со всеми детьми отправились в морское путешествие, чтобы познакомить Ежика с морскими обитателями, то в разных центрах группы тоже будет все на морскую тематику: в центре творчества раскраски рыб, трафареты и шаблоны рыб, в центре литературы книги про рыб, в центре познания энциклопедии про морских обитателей и т. д. Таким образом, я не принуждаю детей к совместной деятельности, они сами выбирают то, что им по душе. Но в то же время образовательные задачи будут решены.
В ходе самой деятельности я стараюсь придерживаться партнерской позиции. Дети свободно перемещаются по группе, сами выбирают позу удобную для них, дети сами выбирают себе место для работы, я всегда нахожусь на уровне глаз ребенка. Таким образом, я являюсь партнером детей, я нахожусь «рядом» с ними, а не «над ними». Детям предоставляется выбор. Именно такая, партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка самостоятельности, умения принять решение, учиться делать что-то новое, не боясь, что получится неправильно, хуже, чем у других.
Например, в продуктивной деятельности. Перед началом я показываю детям разные варианты «продукта». Детям необходимо видеть плоды своего труда, будь то поделка, аппликация, рисунок. Я детям предлагаю, показываю, как можно сделать тот или иной вид продуктивной деятельности. А после они сами выбирают, как бы они хотели это сделать, каким цветом, каким способом и т. д. Например, аппликация «Ваза с цветами». Заранее я готовлю шаблоны разных форм ваз, разных цветов, разные цветочки. Дети сами выбирают, какая ваза им нравится, сколько и какие цветы будут стоять в вазе. Конечно, на это уходит больше времени на подготовку, но работы получаются разные, оригинальные. Таким образом, я не принуждаю ребенка, он самостоятельно делает выбор, я только направляю и предлагаю. Так же в результате такого подхода в детях развивается творческая личность.
Для заключительного этапа совместной деятельности характерен «открытый конец», когда каждый ребенок работает в своем темпе и сам решает, закончил он свою работу или нет. Я не тороплю детей, если кто-нибудь из детей не успел сделать, то он обязательно доделает это в другой раз.
Подводя итог, можно сказать, что такой подход к организации совместной деятельности детей и воспитателя позволяет решить одну из главных задач Стандарта: создание благоприятных условий для развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.