Нюргуяна Федорова
Организация школьных экспедиций для улучшения учебно-воспитательного процесса в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация школьных экспедиций для улучшения учебно-воспитательного процесса в школе
Актуальность: в настоящее время многие образовательные учреждения проводят интересную работу по изучению природы, исторического прошлого своего родного края. В нашей школе эта большая работа проводится в рамках летней экспедиции.
Проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Публикация «Организация школьных экспедиций для улучшения учебно-воспитательного процесса в школе» размещена в разделах
Научная экспедиция способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья учащихся.
Этим летом (2017 год) я работала воспитателем – проводником в научной экспедиции школьников «По следам Ричарда Карловича Маака» в период с 7 по 27 июня 2017 года. В моей памяти таким ярким моментом живет наша летняя экспедиция.
В 19 веке организовал экспедицию вдоль реки Вилюй научный исследователь Ричард Карлович Маак, ботаник, географ. Его фундаментальной работе «Вилюйский округ Якутской области» в этом 2017 году исполнилось 140 лет. Организаторами экспедиции, посвященной 140-летию научной работы Маака, являются П. Н. Николаев, член Российского географического общества «Знание» и С. П. Захарова, заместитель директора по воспитательной работе Верхне-Вилюйской гимназии.
Экспедиция проводилась по таким маршрутам: Лкчн – Хампа – Сыдыбыл – Кэнтик – Хоро, Охой – Ньурба – Хаалас – Ньурбачаан – Эльгээйи – Ккэй – Сунтаар – Тойбохой – Кириэстээх – Кемпендяй. Экспедиция продолжила свою работу в Кемпендяе в течении 5 дней по маршрутам: Сользавод – Мохсооллоох – ТуусКл – Уоттаах Хайа – ннээхХайа – Сордоноох.
Перечислю некоторые из задач, решаемых научно-исследовательской экспедицией школьников :
• Образовательные. Учащиеся средствами активной практической предметной деятельности в полевых условиях повышают свой образовательный уровень. Принципиальное отличие формы организации учебного процесса от традиционной классно-урочной обуславливает его высокую эффективность.
• Культурно-познавательные и воспитательные. В процессе экспедиции учащиеся, естественно, знакомятся с природными, культурно-историческими особенностями края, что способствует развитию патриотизма. Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности способствует экологическому воспитанию. Необходимость жить и работать в замкнутом коллективе ведет к формированию морально-этических норм, воспитывает толерантность.
• Спортивно-оздоровительные. Экспедиция предполагает проведение пеших, водных и других маршрутов, проведение мероприятий в экологически чистых районах способствует укреплению организма, полевые условия жизни - закаливанию организма.
Каждый день нас ожидало много интересных находок и открытий, которыми делились 4 добрых и талантливых исследователя (Попов А. А., энтомолог, кандидат биологических наук, Павлов А. Г., кандидат геологических наук, Петрова А. Н., заместитель кафедры Геометеорологии СВФУ, Яковлев А. И., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, преданных своему любимому делу.
Экспедиция представляет собой :выездную форму учебно-воспитательной работы и кабинетную.
Выездная форма работы экспедиции – это яркое эмоциональное событие в жизни детей. Экстремальные условия, препятствия, встречающиеся в природе, привлекает ребят новизной и содержанием. Подготовка к экспедиции начиналась в конце учебного года. 20 дней участники экспедиции (для учащихся нашей школы – 5 дней) ежедневно ведут исследовательскую и поисковую работу, фиксируя весь ход работы в полевых дневниках, делая зарисовки, фотографии, собирая коллекционный материал.
Кабинетная работа – это обработка материалов: работа с литературой, консультации с учеными, работниками музеев, лабораторные исследования, подготовка коллекций, фотоматериалов.
Все отряды исследуют район по своим программам и методикам. При этом существует единая программа исследовательской деятельности, подведения итогов.
Обобщение и анализ собранного материала, написание исследовательских работ, выступление на школьных чтениях, на улусных и краевых конференциях “Первые шаги», «Шаг в будущее» дают возможность учащимся повысить свою компетентность, самореализоваться.
Не просто попасть в отряд географов и озероведов. Это интересное и важное направление в работе экспедиции. Выездная лаборатория разворачивает свою работу на природе. Объектами её исследований становились водные источники, лечебные грязи Наблюдение и исследование пяти основных параметров погоды (температура воздуха, атмосферное давление, влажность воздуха, вид и количество выпадающих осадков, направление и скорость ветра.)
Самый многочисленный отряд – это отряд юных геологов. Объектами исследований юных геологов стали грязевые вулканы, окаменелости, выходы пластов глины. Собрана большая коллекция минералов. Дети научились методом шлихтования промывать золото. Исследовательские работы школьников были представлены на улусных и республиканских научных конференциях, на Всероссийский конкурс юных исследователей «Я - исследователь» в городе Сочи.
Отряд юных биологов описывал растительный мир предгорий, природные сообщества, собирал гербарий, вел работу по очистке и благоустройству родников. Дети научились у энтомолога пользоваться одним из основных стандартных методов – ловить насекомых методом кошения энтомологическим сачком.
Отряд медиков. По инициативе медиков население Вилюйских улусов, в том числе кемпендяйцы сдали общий анализ крови. Все анализы находятся в изучении в лаборатории медицинского института СВФУ. По результатам анализа выявляются заболевания жителей Вилюйского региона.
Отряд историков изучили виды коновязей, старые строения, названия озер, улиц, обычаи и традиции населения Вилюйского округа. Взяли интервью у старожилов и жителей, занимающихся скотоводством. За этот короткий период описали топонимическое значение некоторых географических названий. Местные жители с уважением и пониманием относятся к работе школьников. Это придаёт еще большую значимость этому интеллектуальному труду, делает детей участниками созидательного процесса.
За 5 дней дети научились быть выносливыми. Руководители заложили в них навык выживания в экстремальных условиях, увлеченность исследователя и верность своей профессии. Узнали, в каких условиях работают ученые.
Результаты экспедиции :
• Энтомологическая коллекция — это собрание насекомых, отобранных по определенным признакам, засушенных и наколотых энтомологической булавкой, хранящихся в специальных коробках. Насекомые в такие коллекции подбираются по цветовой гамме, размерам, личным предпочтениям и материальным возможностям коллекционеров. Насекомые определялись по атласам «Насекомые Европейской части СССР» и «Насекомые Якутии». Коллекция составлена по отрядам насекомых: чешуекрылые (бабочки, жесткокрылые (жуки, полужёсткокрылые, прямокрылые, перепончатокрылые, двукрылые, веснянки, стрекозы. Мы собрали много разных насекомых и научились классифицировать их по видам. Эта работа требует от юных исследователей внимательности и осторожности. Учащиеся 6 класса Семенова Карина и Егорова Сахайаана участвуют в различных конференциях по теме «Энтомологические исследования наземных насекомых окрестности Кемпендяй». Заняли 2 место в республиканской НПК «Дойдумбарахсан».
• Определение ширины, глубины речки Кемпендяйка, протекающей по территории села, среднего давления воды на дно озера Мохсоголлоох, Малый и Большой рассолы. Измерение направления и скорости ветра. Учащиеся 8 класса Семенова Света и Сымытова Василина работают над темой «Геометеорологические измерения водных источников Кемпендяя», участвовали в конференциях разного уровня.
• Собрана большая коллекция минералов. Дети научились методом шлихтования промывать золото. Исследовательская работа Кирилла Прокопьева «Самоцветы Кемпендяя» была представлена на улусных и республиканских научных конференциях.
• Исследование грязевых вулканов, окаменелостей, происхождения полезных ископаемых, выходы пластов глины. Исследовательская работа ученика 3 классаРадомира Федорова «Изучение палеонтологии в естественных разрезах речки Кемпендяйка» в мае 2018 года будет представлена на Всероссийский конкурс юных исследователей «Я - исследователь» в городе Сочи. Радомир стал абсолютным победителем республиканской НПК «Дойдум барахсан» .
• Описание топонимических значений некоторых географических названий. Работа Максимова Ивана «Топонимы села Кемпендяй»заняла 3 место в республиканской НПК «Шаг в будущее».
• Орнитологами определены виды зимующих птиц Якутии, в частности окрестности Кемпендяя. Научная работа Ариана Гуляева «Зимующие птицы Кемпендяя. Свиристель и снегирь» заняла 2 место в республиканской НПК «Дойдум барахсан».
Приобщаясь к научно-исследовательской работе, школьники проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.
Сегодняшний школьник – это завтрашний студент. Поэтому навыки исследовательской деятельности, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе.