Третьякова Светлана
Организация РППС по приоритетному направлению туристско-краеведческой направленности
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация РППС по приоритетному направлению туристско-краеведческой направленности»
подготовила старший воспитатель Третьякова С. Ф
МБДОУ «ДС № 7 г. Челябинска»
При создании развивающей предметно-пространственной среды
дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОУ) необходимо обеспечить реализацию:
• образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов,
Публикация «Организация РППС по приоритетному направлению туристско-краеведческой направленности» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
• двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
• различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного
образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами
разделения пространства Организации (группы)».
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также
меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка.
Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна
обеспечивать и гарантировать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
• создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть :
• содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по
обеспечению над жности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
В связи с реализацией в нашем ДОУ приоритетного направления «Весёлый рюкзачок» (туристско-краеведческой направленности, компоненты предметно-развивающей среды в детском саду должны быть пересмотрены.
Образовательное пространство, материалы, оборудование и инвентарь в здании и на участке должны обеспечивать:
– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, возможность экспериментирования с материалами (в том числе с песком и водой);
– двигательную активность, в том числе развитие крупной
и мелкой моторики, возможность участия в подвижных играх
и соревнованиях;
– эмоциональное благополучие детей;
– возможность самовыражения детей.
В соответствии с данными требованиями, развивающая среда
группы наполняется следующими тематическими материалами, созданными педагогами совместно с родителями и детьми:
– Уголок Весёлого Рюкзачка (специальные знания о туризме) :
• Дидактический материал: кукла (мальчик и девочка) с набором одежды туриста, схема-панно «Собери рюкзак», набор посуды туриста : котелок, тарелки мелкая и глубокая, посуда металлическая и пластиковая, ложки, стаканчики одноразовые, фляжка, термос, салфетки, бумажные полотенца. Бинокль, фотоаппарат, глобус, рюкзак, компас, коврик («пенка») туриста, аптечка туриста, предметы гигиены:
мыло, полотенце. Очки солнцезащитные, верёвка, палатка,часы, лупа, гитара.
Альбомы, посвящённые географии нашей страны, символике родного края, его городам, альбомы «Символы, спасающие жизнь» (о разрешающих и запрещающих знаках, устанавливаемых в общественных местах, знаках дорожной безопасности); «Правила безопасного поведения»; «Что
нужно для здоровья»; «Весёлый турист», «Как избежать неприятностей?», «Эволюция обычных вещей», фотоальбом «Походные истории».
• Макеты: «Деревенька моя», «Город», «Участок детского сада».
• Куклы в национальных костюмах.
• Видеоматериалы на темы «Мой город», «Моё село»; «Моя родина — Россия».
• Карты и схемы: настенное панно-макет «Карта региона», карта России, план-карта походов в лес, план-схемы «Наш детский сад», «Моя группа», «Наш участок».
• Дидактические игры: «Загадки о туризме».
– Рюкзачок-спортсмен (физическое развитие) :
• Оборудование для организации двигательной деятельности при проведении прогулки-похода: мячи надувные, скакалки, мячи резиновые, футбольный мяч, бадминтон, игра «Городки», верёвки, обручи, флажки, кегли.
• Оборудование для организации самостоятельной двигательной деятельности в группе.
– Рюкзачок-лесовичок (познавательное развитие).
• Дидактические игры: лото «Прогулка по городу», «Цветы», «Мы готовимся в поход», «Найди место на карте», «Смотри, запомни, расскажи», «Подбери картинки», «Собери рюкзак», «Совунья в походе»; «Парочки» ( по темам: морское дно, насекомые, животные, птицы, «Природные и погодные явления», «Зоологическое», «Зелёный друг»; «В саду, на поле, в огороде», «Грибы», «В лесу»; кубики «Узнай и назови»; пазлы «Мой дом», «Рыбачок», «Попади, не промахнись», «Чей хвост?», «Чьи ноги?», «Чьи детки?», «Чей клюв?», «Чьи следы?»; домино «Ягодка», «Животные».
• Волшебная коробка «Узнай на ощупь».
• Наборы игрушек: домашние и дикие животные, динозавры, насекомые.
Схемы: «Кто как размножается», «Весна», «Зима», «Осень», «Лето», «Круговорот воды в природе», «Почему птицы прилетают», «Почему птицы улетают», «Типы леса», «Условия, необходимые для роста растений», «Узнай животных по следу».
Схема-цепочка «Взаимосвязь в природе»; схема составления описательных рассказов о животных.
• Изображение животного и прилагаемые к изображению карточки: «Где живёт», «Чем питается», «Повадки животного», «Детёныши».
• Модели (с использованием созданных детьми конструкций, аппликаций, рисунков) «Лето», «Зима», «Весна», «Осень», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи и фрукты», «Что это», «Поливаем растения», «Рост растений», «Пересадка комнатных растений», «Хлеб», «Уход за растениями».
• Дидактические альбомы: «Зима», «Лето», «Весна», «Осень», «Правила поведения на природе», «Паспорт комнатных растений», «Красная книга», «Природно-климатические ландшафты», «Лекарственные растения», «Типы костров», «Погода по приметам», «Животные-синоптики», «Узнай по следам».
• Детские работы на темы «Мы рисуем природу», «Мы познаём мир», «Что нас окружает?».
• Макеты обучающего характера: «Птицы на кормушке», «Огород», «Антарктида», «Скотный двор».
• Коллекции шишек, песка, ракушек, семян, камней.
• Гербарии:«Цветы», «Листья».
• Открытки на темы о природе.
• Топографические знаки «Лес», «Луг», «Поле».
• Картотеки на темы «Лесная копилка», «Зимующие птицы»,
«Наблюдаем за природными явлениями», «Изучаем, наблюдая» (картотека включает информацию об объекте, его изображение, стихи и загадки, вопросы к детям, творческие задания).
• Природный материал: семена растений, береста, кора и ветки деревьев, листья, скорлупа орехов, шишки.
– Рюкзачок писателя, поэта (развитие речи, социально-коммуникативное развитие) :
• Детская художественная литература: С. Махотин «Прогулки по Москве», Т. Федотова «Чтоб не ссориться с огнём», Т. Шорыгина «Беседы о временах года», С. Михалков «Весёлый турист», В. Бианки «Синичкин календарь», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Г. Снегирёв «Я путешествую», И. Ищук «Хрюшагрибник», Т. Крюкова «Турист», Н. Краснова «Как я в лагерь собирался», В. Степанов «Моя Родина — Россия» и «Животный мир России», В. Даль «Старик-годовик»,
В. Астафьев «Зорькина песня», А. Томилин «Как люди открывали свою Землю», Е. Ракитина «Большое путешествие домой» и «Серёжик», В. Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина», А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля», М. Зощенко «Великие путешественники»; Р. Распе «Приключения барона Мюнхаузена».
• Атласы: Национальный атлас России, атлас региона.
• Альбомы: «Как стать путешественником», «Наша Земля».
• Творческие задания: мнемодорожки и мнемотаблицы для составления рассказов и сказок на темы «Вспоминая поход», «Туристическая сказка», «Где мы были, что мы видели», «Что положим в рюкзачок?».
– Рюкзачок художника (художественно-эстетическое развитие) :
• Дидактические альбомы: «Алгоритм готовой поделки», «Городецкая роспись», «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Репродукции великих художников», «Мастерим вместе с нами», «Умелые ручки», «Лепи с нами».
• Дидактические игры: «Собери натюрморт», «Собери пейзаж», «Кружева», «Карнавал цвета».
• Дидактический материал: изделия мастеров народных промыслов.
• Выставка детских работ в технике оригами «Сами, своими руками».
• Выставка детских работ по рисованию и аппликации на темы туристических прогулок-походов.
• Поделки из глины, солёного теста по мотивам народных промыслов, с которыми дети знакомились в рамках программы.
• Трафареты для рисования и для работы с тестом на туристические темы.
• Изобразительные средства для нетрадиционных способов рисования (поролон, зубные щётки, ватные палочки, свечи, восковые мелки, соль, трубочки, бутылочки из-под клея, зубочистки, фломастеры, печатки, рулон бумаги; блокноты для путевых зарисовок.
• Гербарий листьев (его можно использовать для создания отпечатков листьев).
• Книжки-раскраски: «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Лес», «Луг», «Всё, что нужно для туриста», «Виды туризма» и т. д.
• Природно-бросовый материал для ручного труда, аппликации.
– Рюкзачок-артист (художественно-эстетическое развитие) :
• Дидактические пособия: карточки с рисунками, обозначающими текст знакомых детям туристических, народных песен.
• Макеты балалайки, гитары; шумовые рогатки, шумовые браслеты, музыкальный куб, музыкальные тарелки, музыкальные ключи для исполнительской деятельности.
• Разные виды театра для творческих постановок по материалам прогулок-походов.
• Магнитофон с записями туристических песен.
В групповых раздевальных комнатах, рекреациях и холлах размещаются:
– «Дорожка Весёлого Колобка» — рисунки детей, на которых изображены Колобок и Рюкзачок, идущие вместе по тропинке и встречающие на своём пути героев сказок.
– «Рюкзачок собирает друзей» — фоторепортаж о прогулках, походах.
– «Песни из рюкзачка» — детские рисунки к туристическим песням.
– «Уголок юного туриста» — награды туристов, рисунки детей, фотографии соревнований.
– «Родителям о путешествиях Весёлого Рюкзачка». Фотоотчёт о занятиях и прогулках-походах.
– «Волшебный Рюкзачок сочиняет». Стенд со стихами, рассказами, небылицами, сочинёнными детьми.
Итак, для реализации программы необходимо оснастить ДОО новыми методическими пособиями и дидактическими материалами, организовать дополнительные компоненты макросреды ДОО.