Ольга Крошухина
Организация РППС ДОУ в условиях реализации ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация РППС ДОУ в условиях реализации ФОП ДО»
(Крошухина О. А.)
Образовательная среда (широкое понятие) - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении. В образовательную среду входит: семья и все взрослые, которые окружают ребенка, взаимодействие всех участников образовательного процесса, содержание дошкольного образования (программа, ФОП ДО, РППС, которую создают для ребенка педагоги и родители.
Т. е. образовательная среда - это
Публикация «Организация РППС ДОУ в условиях реализации ФОП ДО» размещена в разделах
-взаимодействие участников образовательного процесса;
-развивающая предметно-пространственная среда;
- содержание дошкольного образования.
РППС (развивающая предметно-пространственная среда) – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и прочим.
Принципы построения РППС (на бланках)
Начнем разговор с Зонирования.
Почему важно зонировать помещение группы?
Лидия Васильевна Свирская – сотрудник регионального центра развития образования г. Новгорода, кандидат педагогических наук, координатор программы «Сообщество» ввела такое понятие, как «взлётная полоса». Это пристенное расположение мебели. Если в группе присутствует взлетная полоса, то сразу возникает ряд трудностей:
- дети вынуждены делить территорию, отвоевывать себе часть ковра, что неминуемо ведет к ссорам, конфликтам и дракам.
- все дети вынуждены собираться на ковре, а остальное пространство остается не задействовано, т. к. там неудобно и неуютно.
- в таком помещении всегда есть возможность разбежаться, набрать скорость, что очень опасно (но безумно нравится детям).
«Скажем НЕТ «взлетной полосе»!
Скажем ДА многокомнатной квартире!»
Помещение группы делится на локации. Зонирование обеспечит детям визуальное определение Центров своих интересов, поможет самостоятельно использовать пространство. Важно, чтобы Зоны активных игр и спокойных не пересекались.
Нам предлагают изменить, объединить, перенести некоторые Центры.
Например, объединить Уголок уединения и Зону спокойных игр, учебную зону трансформировать – покрасить стены специальной матовой краской для того, чтобы на них можно было писать мелом. Объединить «Книжный» и «Театральный» уголки, «Уголок природы» и «Экспериментальный центр».
Вводятся понятия «мёртвая» и «живая» зона. «Мертвый» - это Центр и Уголок, куда не ведут «детские тропинки» (т. е. дети не пользуются, не играют, не ходят туда). Яркая игрушка не всегда нужна детям. «Красивые картинки» для многих детей как «белый шум», нет к ней интереса. Да, педагог может заинтересовать, подсказать, как играть, но это все не то. «Тропинка» - это выбор самого ребенка! Наблюдение в этом случае – ведущий метод педагогической диагностики. Если дети не зашли в Уголок ни вчера, ни сегодня, ни завтра – это сигнал педагогу «нужно работать с Центром» (или обогатить материалами, или внести изменения, или убрать). Возможно, дети переросли этот Уголок. Какие изменения можно внести? Например, экспериментальный Уголок не пользуется популярностью. Возможно, ребенок не идет туда, т. к. не умеет там действовать, занять себя. Для этого нужно ввести упрощенные карточки, схемы, подсказки (не картотеку опытов воспитателя, т. е. дать ребенку наглядность.
В наших группах можно уже сейчас выделить «мертвые» зоны: «Музыкальный уголок», «Патриотический уголок» и др. Материалы таких Уголков можно сложить в прозрачные контейнеры (мобильные коробки). Можно так же в контейнеры убрать «Уголок сюжетно- ролевых игр», при этом предложить детям самим разместить коробки там, где им будет удобно.
«Спортивный уголок» можно вынести на участок, т. к. в основном активная игра проходит именно там.
«Патриотический уголок» можно сделать один на весь детский сад, в группе оставить только флаг и портрет президента, выставлять их на тематической неделе.
«Уголок ПДД» может быть в раздевальной комнате или коридоре детского сада. Музей в группе может быть, но небольшой наполняемостью, его можно разместить на окне. Не путать с «коллекционированием» на определенную тему (к проекту). Но важно: надо ли это детям? Если в группе есть музей, то дети должны знать экспонаты. У музея тоже должен быть определен срок экспозиции: 2 недели и убираем. Иначе музей превращается в «мертвую зону».
К вопросу по названию Уголка/Центра. Дети придумывают сами, при этом название можно менять в любой момент по договоренности с детьми. Название должно быть понятно детям. Кстати, можно не придумывать название, а ограничиться только этикеткой/ вывеской/ изображением.
РППС должна быть (на бланках):
1. Вариативная – в ДОУ и группе должны быть различные пространства для занятий и игр детей, должна присутствовать периодическая сменяемость игрового материала и игровых зон (в зависимости от темы недели).
В помещении группы должен быть «слышен голос ребенка», т. е. видны «следы» детской деятельности, творчества, идеи ребенка. Большая ошибка педагогов – организовать, например, выставку рисунков по «следам» проведенного занятия (рисование «Снегири»). Но это не вариативность, и это не «следы детской деятельности», это не самовыражение детей!
2. Доступная – доступность для детей с ОВЗ в том числе, свободный доступ детей к любому элементу среды, все на уровне глаз детей, соответствие возрасту.
Доступная среда – это среда, в которой ребенок может действовать самостоятельно. Мы можем начинить всю группу игрушками, но играть в них запретить. Надо чтобы был знак равенства между «начинкой» и «доступностью» («начинкой» и «возможностью»).
«Где лежит, там и играй!» - это не «доступная среда»
«Где лежало, туда и верни!» - это «доступная среда».
Максимум мебели в рост ребенка. Шкафы кладем горизонтально, убираем высокие стеллажи, открываем фасады и полки, для хранения игрового оборудования используем прозрачные коробки, в группе д. б. многообразие отдельно-стоящих мобильных кубов (их можно сделать из снятых дверей шкафчиков, мобильных подиумов, передвижных платформ. Вводим навигацию, понятную детям. По традиции во многих группах присутствует «содержательная маркировка» (ввиде картинки и символа). Но этого недостаточно. Необходимо ввести «Макркировку «Светофор» (красный кружок – запрещено, желтый – можно, но спроси разрешения, зеленый – можно) В группе должно быть много «зеленой зоны»! «Красная зона» должна быть ближе к воспитателю, «желтую зону» лучше локализовать, т. е. сосредоточить в одном месте группы, не разбрасывать по помещению.
3. Безопасная – надежность и безопасность игр и оборудования, скругленные углы у мебели, стеллажи прикреплены к полу. Игровой материал должен быть в хорошем состоянии и полностью укомплектован. Для творчества детей должны быть «безопасные ножницы», продумать возможность использования дыроколов, степлеров, клейкой ленты, строительных инструментов.
Для отдыха детей необходимо использовать подушки, полиуретановые коврики, кресла- мешки, мягкие игрушки.
Обсуждаем вопрос: при активной деятельности детей (беге, лазании, подвижных играх) возможны ли травмы? Да! В этом случае понятие «безопасности» можно уточнить – «безопасно, причины для серьезных травм минимальны».
4. Полифункциональная- разнообразное использование составляющих среды, наличие полифункциональных предметов, возможность использования мебели, матов, ширм, модулей, сеток.
Полифункциональные предметы, игры, игрушки – значит «не обладающие жестко закрепленным способом употребления».
В группе должно быть достаточно природного материала, пригодного для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
В каждой группе должен быть «неструктурированный материал», «неоформленный материал» для творческого выражения детей.
5. Трансформируемость – пространство делится на локации, но есть возможность их изменений в зависимости от образовательной ситуации. Дети могут по-новому зонировать помещение, вносить перепланировку (с помощью «воздушных перегородок» или мебели). Значки «зон» дети придумывают и рисуют сами, могут менять их потом местами.
Помещения современных групп детского сада должно обязательно иметь возможность затемнения окон («век цифровизации», и для проведения специальных мероприятий (Праздник фонарика, проведения экспериментальной деятельности со светом и тенью). Каждая группа должна быть обеспечена системой контроля интенсивности естественного освещения (шторы, жалюзи).
Здесь хотелось бы сказать о новом понятии для нас. Есть «структурированная среда» - это то, что мы предлагаем ребенку. А есть «неструктурированная среда» - это то, что увидел ребенок вне организованной среды и внес в зону деятельности (коробки, ящики, тубы, ткани, коврики). Зачастую, именно ими происходит зонирование пространства у детей (занавесили стол, коробками отделили гоночную трассу и т. д.) К тому же возникает возможность создания дополнительного игрового оборудования – «горок» (наклонных плоскостей, «домиков».
6. Содержательно- насыщенная – среда, оснащенная средствами обучения и воспитания, инвентарем, оборудованием для любого самовыражения детской деятельности.
Здесь хотелось бы ввести еще одно новое понятие «говорящая среда» - что бы ребенок не взял, оно должно ему что-то «говорить». Ребенок должен без помощи педагога понимать, что делать с этим объектом. Помогут в этом: например, условные значки, схемы (к конструкторским и экспериментальным играм). Предпочтение отдается авто-дидактическим играм (т. е. игра включает в себя контроль ошибок – некую подсказку, позволяющую ребенку контролировать свои действия, самостоятельно находить ошибку и исправлять ее).
В современной педагогике активно используется понятие «говорящая среда».
«Говорящая среда». Это что? Какая она? Кто «говорит» в среде? Кому и для чего нужна «говорящая среда» в детском саду? Как создавать «говорящую среду» в группе?
Идея: «говорящая среда как третий педагог» может стать учителем после семьи и педагога, будучи не только инструментом для педагога, но и выступать в качестве независимого источника открытий и опыта ребенка».
Одним из элементов «говорящей среды» является технология «говорящей стены».
«Говорящие стены» НЕ создаются взрослыми для детей как информационные/ демонстрационные стенды, или развивающие пособия, или элементы декора.
Это стены не «неприкосновенны». Наоборот, их создают/наполняют и взрослые (педагоги, родители, и дети. Они мобильны!
«Говорящая стена» информирует, заостряет внимание, напоминает, направляет и организует, поощряет.
ВАЖНО! Педагогом и детьми обговариваются правила создания, изменения и пользования «говорящими стенами». Правила позволяют детям договариваться об очередности использования оборудования экспозиций.
На слайде «говорящая стена» - «Календарь образовательных событий», «Окно проекта «Такие разные роботы», «Наши зимние забавы»,говорящая стена «Новости группы», «Готовимся к представлению».
В качестве «говорящих» можно использовать поверхности дверей, неиспользуемые кровати, стены в коридоре детского сада, лестничные пролеты.
Лабиринты на полу.
В современном дошкольном образовании используется новый для нас инструмент оценки РППС – ШКАЛА ЭКЕРС (ECERS- R, которая включает несколько модулей и те параметры, о которых я вам сегодня говорила.