Анна Шумилова
Организация работы в группе предшкольной подготовки с детьми 5,5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
в МАДОУ дскв №10 «Березка»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступеньке – дошкольному образованию.
Первоочередная задача на современном этапе – это введение вариотивных организационных форм дошкольного образования. Одна из таких форм – группы кратковременного пребывания детей в детском саду.
Публикация «Организация работы в группе предшкольной подготовки с детьми 5,5–7 лет» размещена в разделах
Эти группы (ГКП, ГПП) обеспечивают запросы родителей, не имеющих возможности по каким-либо причинам отдавать ребенка в детский сад на полный день, с другой стороны, призваны дать детям дошкольного возраста необходимые условия и равный старт в школьном образовании. Психолого - педагогические исследования показывают, что у большинства «домашних» детей поступающих в школу не развита мелкая моторика, устная речь, не сформировано умение организовывать свою деятельность, отсутствуют навыки работы в группе сверстников.
Главной целью создания групп предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, формирование у них основ готовности к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав; создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, воспитание трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природе; взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка и запросов родителей. Для детей старшего дошкольного возраста группы кратковременного пребывания (в том числе ГПП) выполняют функции включения в широкий мир сверстников и взрослых (социализация, гармоничного личностного развития и общей психологической подготовки к школьному обучению. Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания (в том числе и ГПП) организован с учетом этих функций и индивидуальных особенностей поступающих в группы детей и направлен на обеспечение познавательного, эмоционально-эстетического и социально-этического развития, формирование их как эмоционально благополучных, активных субъектов деятельности и отношений со взрослыми и сверстниками.
В МАДОУ №10 «Березка» группы кратковременного пребывания и предшкольной подготовки для детей не посещающих дошкольное учреждение организованы и функционируют с 2006 года. За этот период к школе было успешно подготовлено 9 детей.
Мы считаем, что вариативность в образовании должна рассматриваться в самом широком смысле. В дошкольном учреждении должно быть и многообразие образовательных программ, которые обеспечивают личностно-ориентированное обучение и воспитание детей, и разнообразные формы пребывания детей, соответствующие запросам и возможностям родителей.
Условиями эффективного предшкольного образования являются правильно поставленные цели и задачи, которые реализуются в группе предшкольной подготовки :
• создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
• формирование выраженной внутренней учебной мотивации, всестороннее развитие детей;
• укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей.
• формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
• формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему.
• снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, агрессивности.
• развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм использования предметов окружающего мира.
• взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям.
• создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье.
Для реализации поставленных задач в МАДОУ были созданы необходимые условия для пребывания детей в группе предшкольной подготовки; сформирована нормативно-правовая база (Положение о группах предшкольной подготовки, были заключены договора между МАДОУ и родителями (лицами их заменяющими) ребенка; утвержден график работы специалистов в группах кратковременного пребывания; разработан табель посещаемости детей (Приложение №1); создана и обновляется ежегодно база данных по микрорайону о детях предшкольного возраста неохваченных ДОУ и разработан план мероприятий с населением микрорайона по охвату детей предшкольного возраста дошкольным образованием (Приложение №2). В соответствии с планом нашими педагогами был проведен подворовый обход с целью выявления детей 5,5-7 лет не посещающих дошкольное учреждение, родителям этих детей были розданы пригласительные на собрание, в ходе которого было проведено анкетирование и предложены консультации о важности групп предшкольной подготовки. В течение учебного года родители приглашались на дни открытых дверей, новогодние утренники, педагогические гостиные, родители активно участвовали в конкурсах организованными старшим воспитателем и педагогами группы предшкольной подготовки.
В результате проделанной работы у родителей повысился уровень педагогической компетентности в воспитании детей, а также родители получили представление о деятельности детского сада в этом направлении.
В образовательном процессе наши педагоги сочетают различные виды деятельности (игровой, музыкальной, изобразительной, физкультурной и т. д., каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребенка в специально созданных условиях и насыщают процесс подготовки к школе.
Предшкольное образование ориентировано на поддержание природной любознательности ребенка, его желание учиться и достигать значимых целей, приобретение уверенности в своих возможностях и перспективах, готовность работать в коллективе. В процессе обучения в группе предшкольной подготовки у детей формируется учебная мотивация, происходит развитие функций произвольного поведения мыслительной деятельности. Дети овладевают основными компонентами учебной деятельности, осваивают учебно-познавательные и практические умения в разных видах деятельности, направленные в том числе и на решение учебных задач.
Сотрудничество с семьей мы считаем неотъемлемым фактором в процессе воспитания, так как полноценное образование ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с ним дома, используя при этом рекомендации педагогов. С этой целью наше учреждение проводит работу по педагогическому просвещению родителей, воспитывающих детей в домашних условиях: педагоги консультируют родителей по возникающим вопросам (Приложение №3, проводят анкетирование (Приложение №4,совместные родительские гостиные.
Ежегодно мы обновляем банк данных о дошкольниках, не посещающих дошкольные учреждения, выявляем причины непосещения и образовательные потребности таких семей.
Организация совместной работы с семьей в нашем дошкольном учреждении строится на следующих положениях:
• Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи развития ребенка хорошо понятны не только воспитателем, но и родителями, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду;
• Систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;
• Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов, способностей и возможностей;
• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Кроме воспитателей к педагогическому процессу привлекаются музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог. Занятия со специалистами строятся в непринужденной форме, что способствует свободному общению взрослого с детьми. Дети развиваются и воспитываются в режиме игры, свободного творчества, общения.
В нашем детском учреждении сложилась единая система взаимодействия специалистов. Преемственность в работе узких специалистов обеспечивается применением единых комплексных и парциальных программ, заданий специалистов воспитателям по индивидуальной работе с детьми, открытыми мероприятиями и другими формами работы специалистов с воспитателями.
Узкие специалисты собирают необходимую информацию о ребенке, анализируют информацию, намечают пути решения проблемы. Готовятся индивидуальные рекомендации, консультации педагогам и родителям.
Практика показала, что в МАДОУ группы кратковременного пребывания и предшкольной подготовки оправдывают себя в полной мере. В группах создана эмоционально благоприятная атмосфера, что способствует формированию у детей чувства уверенности в окружающем, положительного впечатления о детском саде, дети овладевают средствами и способами познавательной деятельности (развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, стремятся познавать новое и интересное.
Готовность ребенка к школьному обучению рассматривается, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальную подготовку. Данные мониторинга показали, что у детей группы предшкольной подготовки уровень физической готовности составляет 80%. Дети научились выполнять упражнения более качественно, с результатом, двигательные умения и навыки возросли, стали активными участниками спортивных праздников, научились слаженно действовать в команде, точно выполнять правила подвижных игр и эстафет. У родителей пополнились знания по физическому воспитанию детей, возрос интерес к здоровому образу жизни, физкультуре и спорту. Они научились с пользой для детей организовывать активный отдых в выходные дни.
Личностная готовность детей составила 75%. У детей повысился уровень произвольности поведения, уровень самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной). Дети группы предшкольной подготовки к концу учебного года стали активными, инициативными, самостоятельными. У детей повысилась ответственность за свои поступки и действия, они научились слушать другого и согласовывать с ним свои действия, работать в группе.
Интеллектуальная готовность составила 87%. Дети получили обширные представления о мире людей, вещей, природе, овладели средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование, основными формами речи (диалог, монолог).
К концу дошкольного детства у детей сформировалась мотивационная готовность к новой социальной позиции – «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав. Это выражается в положительном отношении ребенка к школе, учебной деятельности, взрослым, самому себе.