Галина Вороненко
Организация работы по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать +Заказ
Цель:
формировать и развивать у детей умения и навыки осознанного безопасного поведения в окружающей дорожно – транспортной среде
Задачи:
развивать познавательные процессы, необходимые дошкольникам для правильной и безопасной ориентации на улице.
формировать навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой, а также формировать устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.
воспитывать дисциплинированность и умение сознательно выполнять правила дорожного движения, воспитывать культуру поведения в дорожно – транспортном процессе.
Публикация «Организация работы по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах
Аспекты взаимодействия ребёнка с территорией дорожного движения.
При построении системы работы в старшей группе по изучению с детьми правил дорожного движения мы учитываем три аспекта взаимодействия ребёнка с территорией дорожного движения.
Ребёнок – пешеход
Ребёнок – пассажир
Ребёнок – водитель транспортных средств
Принципы организации образовательного процесса:
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка правилам дорожного движения опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядности - дети должны сами всё увидеть, потрогать, и тем самым реализовать своё стремление к познанию.
Деятельности – включаем ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграции – заключается во взаимодействии всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Дифференцированного подхода – на основе этого принципа мы решаем задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствуем созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Возрастной адресованности – принцип, при котором одно и тоже содержание используется для работы с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
Преемственности – мы взаимодействуем с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи, так как ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
Интерактивный метод
Моделирование опасных и безопасных ситуаций
Личностно – ориентированная технология
Технология игрового обучения
Метод проектов
Метод наблюдения и беседы
Этапы организации воспитательно – образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.
1 этап.
Уточняем представление детей о ПДД. Диагностическая работа проводится с целью определения знаний детей, уровня их возможностей.
2 этап.
Расширяем первоначальные представления детей, накапливаем новые знания о правилах безопасности через непосредственно образовательную деятельность, беседы и т. д.
3 этап.
Закрепляем полученные знания и формируем сознательное отношение к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр – драматизаций, наблюдений во время экскурсий из личного опыта.
4 этап.
Формируем ответственность и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
5 этап.
Развиваем чувство контроля и самоконтроля.
Осуществляется тематический подход к планированию через лексические темы:
Наш город
Наша улица
Правила дорожного движения
Профессии
Транспорт
Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой. Полученные знания в рамках тематической недели закрепляем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах.
Создание необходимой предметно – развивающей среды в группе – первый шаг в формировании у дошкольников устойчивого интереса переключения на самоконтроль.
Программа Воспитания и Обучения строится с учётом принципа интеграции образовательных областей. Задачи по обучению дошкольников правилам дорожного движения можно реализовать в процессе различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, художественной и т. д.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»»
Сюжетно – ролевые игры:
«На перекрёстке»
«Регулировщик»
«Мы – водители»
Дидактические игры:
«Дорожные знаки»
«Подумай – отгадай»
«Угадай транспорт»
«Законы улиц и дорог»
«Что будет, если…»
«Разложи правильно»
«Будь внимателен»
Подвижные игры:
«Внимание, пешеход»
«К своим знакам»
«Цветные автомобили»
«Собери светофор»
«Самый быстрый»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цикл бесед познавательного характера:
«О полосатой зебре»
«Знай и выполняй правила уличного движения»
«Зачем нужны дорожные знаки»
«Улица города»
Беседы с решением проблемных ситуаций:
«Быть примерным пассажиром и пешеходом разрешается»
«Поможем Незнайке»
Занятия
«Дорожная азбука»
«Правила дорожного движения для пешеходов»
Рассматривание картин и плакатов
«Правила поведения на улице»
«Внимание, дорога!»
«Дорожные знаки»
Целевые прогулки с родителями по заданию воспитателя
«Наблюдение за светофором»
«Пешеходный переход»
«Перекрёсток»
Образовательная область «Речевое развитие»
Составление рассказа по картине
«Дорога в городе»
«Как я перехожу улицу»
Заучивание стихотворений
«Моя улица» – С. Михалков
«Переход» – О. Тарутин
«Дорожная азбука» – Я. Пишумов
Отгадывание загадок, ребусов по теме
Создание ситуаций общения по темам:
«Стоим на остановке»
«Мы переходим улицу»
«Поездка в город»
Чтение художественной литературы
Н. Носов «Автомобиль»
С. Волков «Правила дорожного движения», «Едут, едут пассажиры»
С. Михалков «Скверная история»
В. Семернин «Запрещается – разрешается»
Образовательная область
«Художественное творчество»
Рисование
«Светофор»
«Улица нашего города»
«Нарисуй дорожный знак»
«Помни правила дорожного движения»
Аппликация
«Дорожный знак»
«Транспорт»
Лепка
«На нашей улице»
Формы работы с родителями
Консультации
Родительские собрания
Родительские гостиные
Беседы
Анкетирование
Методы активизации родителей
Обсуждение разных точек зрения по профилактике детского травматизма
Решение проблемных задач в воспитании и формировании навыков безопасного поведения
Ролевое проигрывание ситуаций
Тренинговые упражнения и задания
Анализ родителями поведения ребёнка на улице
Обращение к опыту родителей
Привлечение родителей к активной деятельности