МААМ-картинки

Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада

Анна Зубарева
Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Предметно-развивающая среда – это окружающая ребенка обстановка, которая направлена на создание благоприятной атмосферы в группе и способствующая его полноценному развитию и обучению.

При создании развивающей среды учитываются принципы и требования ФГОС, возрастные особенности воспитанников.

Цели и задачи.

Цель: создание оптимальных условий для развития ребенка, как личности,раскрытие природных задатков и формирование творческой направленности деятельности детей.

Публикация «Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада» размещена в разделах

Для достижения перечисленных целей формируется и реализуется несколько важных задач:

- обустройство группы в соответствии с возрастными особенностями детей средней группы;

- предоставление детям большого выбора игрушек для игр, связанных с уже имеющимся у детей опытом;

- помощь детям в определении личностных интересов;

- развитие способностей находить пути взаимодействия с другими детьми и педагогами.

В процессе формирования развивающей среды возможно возникновение иных задач, решение которых является частью процесса создания благоприятной для обучения атмосферы.

Принципы организации предметно-развивающего пространства.

Подбор средств, при формировании окружающей среды должен осуществляться с учетом важных принципов. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

1. содержательно насыщенной;

2. полифункциональной;

3. трансформируемой;

4. вариативной;

5. доступной;

6. безопасной.

Насыщенность. Образовательное пространство должно быть оснащено разнообразными средствами обучения и воспитания, а так же должно соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность.

В зависимости от образовательных задач и целей развивающая среда должна меняться, подстраиваться под новые условия. Касается это и взросления воспитанников, у которых меняются интересы. Игры и предметы должны быть либо универсальными, либо трансформируемыми, подходящими для использования в различных видах деятельности.

Вариативность.

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, чтобы каждый ребенок мог находить занятие себе по душе.

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность.

- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Содержание развивающей среды.

Развивающая среда должна :

• обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;

• побуждать детей к деятельности;

• способствовать развитию самостоятельности и творчества;

• обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.

Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.

Пространство нашей группы представлено в виде развивающих центров. Их оснащенность меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Примерные центры созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Центр безопасности

2. Центр сюжетно-ролевых игр

Познавательное развитие:

1. Центр патриотического воспитания

2. Центр дидактических игр

3. Центр конструктивной деятельности

4. Центр математического развития

5. Центр экспериментально - экологический

Речевое развитие:

1. Центр книги и речевого развития

Художественно-эстетическое развитие включает:

1. Центр творчества

2. Центр театрализованной деятельности.

Физическое развитие:

1. Центр физического развития

Центры, их функциональное назначение

1. Центр для сюжетно-ролевых игр

• Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров.

• Разнообразные виды транспорта.

• Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности).

• Стационарная кукольная мебель.

• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр.

• Наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов).

Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Дети постоянно изучают, развивают и обогащают свой игровой опыт. Учатся отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определенной последовательности, поддерживать ролевой диалог. Происходит социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.

2. Центр безопасности

• Элементарные макеты дороги, домов.

• Наборы машинок.

• Дорожные знаки.

• Настольно – печатные игры.

• Тематические альбомы с различными видами транспорта, плакаты по безопасности дома, во время пожара и т. д.

Подобранный игровой материал позволяет формировать у детей умение применять в повседневной жизни доступные правила безопасности. Центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил безопасности жизнедеятельности.

3. Центр конструктивной деятельности

• Конструкторы разного вида

• Крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек)

Подобранный игровой материал позволяет активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями.

4. Центр математического развития

• дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам, игры на счет;

• геометрические фигуры и тела;

• цифровой ряд от 0-9;

• демонстрационный материал по формированию элементарных математических представлений.

• Блоки Дьенеша

• Палочки Кюизенера

• счётные палочки

Центр позволяет активизировать познавательную деятельность детей, способствует развитию познавательных процессов.

5. Центр патриотического воспитания. В нём собраны простые и понятные сведения о Родине и ее важных ценностях.

• Флаг России

• Плакат с изображением государственного герба

• Фотография президента РФ

• дидактические игры по теме

• книги с рассказами и стихами о Родине

• символы России

Он призван с малого возраста закладывать в детях любовь к своему краю и стране, в которых они проживают.

6. Центр дидактических игр

Содержит большое количество развивающих настольных игр. Которые способствуют развитию умственных способностей. Усвоению определённых правил.

7. Центр экспериментально-экологический

• емкости для игр с водой, песком

природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны;

• элементарные измерительные приборы, увеличительное стекло, весы.

• дидактические игры на природоведческую тематику,

• иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.

• Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);

• Альбомы «Времена года».

• Карточки «Правила поведения в лесу»

• Природный и бросовый материал

Центр предназначен для изучения природы и заботы о ней. Помогает стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем и формировать обобщенные представления об объектах и явлениях природы.

8. Центр книги и речевого развития

В этом центре размещены:

• обучающие и развлекательные книги, подходящие детям по возрасту.

• книжки-малышки;

детские журналы;

• серии сюжетных картинок;

• дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Придумай рассказ»;

• схемы-модели для составления разных видов рассказов

• тематические альбомы;

Деятельность в этом центре направлена на формирования интереса к книге и литературному слову, потребности к чтению. А также к развитию речевой активности.

9. Центр творчества.

В распоряжении детей находятся:

• наборы карандашей, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин.

• Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр. ;

• Трафареты, лекало.

• Альбомы для раскрашивания,

• Бумага разного качества.

• Материалы для разных техник рисования.

• Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем.

Центр предназначен для развития продуктивной деятельности детей, овладения различными средствами и способами изобразительной деятельности.

10. Центр театрализованной деятельности.

• различные виды театра

• маски

• игрушки

• парики, ободки.

• ширма

Дети учатся разыгрывать различные сценки,приобщаются к театральному искусству, у них развиваются артистические и творческие способности, умение перевоплощаться.

11. Центр развития движений.

Содержит физкультурное оборудование:

• скакалки,

• мячи большие и теннисные мячи,

• набивные мешочки с песком для метания,

• ленточки,

• кубики,

• кегли,

• обручи,

• шапочки для подвижных игр.

Центр предназначен дляразвития интереса к физической культуре, обогащения двигательного опыта.

Работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Наша предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

Таким образом, правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – развивающая предметно - пространственная среда (РППС). РППС – одно из основных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-развивающей среды в группе «Лучики»Организация предметно-развивающей среды в группе «Лучики» Задача педагога состоит в умении моделировать предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 12:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Анна Зубарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД