Анна Зубарева
Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада
Предметно-развивающая среда – это окружающая ребенка обстановка, которая направлена на создание благоприятной атмосферы в группе и способствующая его полноценному развитию и обучению.
При создании развивающей среды учитываются принципы и требования ФГОС, возрастные особенности воспитанников.
Цели и задачи.
Цель: создание оптимальных условий для развития ребенка, как личности,раскрытие природных задатков и формирование творческой направленности деятельности детей.
Для достижения перечисленных целей формируется и реализуется несколько важных задач:
- обустройство группы в соответствии с возрастными особенностями детей средней группы;
- предоставление детям большого выбора игрушек для игр, связанных с уже имеющимся у детей опытом;
- помощь детям в определении личностных интересов;
- развитие способностей находить пути взаимодействия с другими детьми и педагогами.
В процессе формирования развивающей среды возможно возникновение иных задач, решение которых является частью процесса создания благоприятной для обучения атмосферы.
Принципы организации предметно-развивающего пространства.
Подбор средств, при формировании окружающей среды должен осуществляться с учетом важных принципов. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. содержательно насыщенной;
2. полифункциональной;
3. трансформируемой;
4. вариативной;
5. доступной;
6. безопасной.
Насыщенность. Образовательное пространство должно быть оснащено разнообразными средствами обучения и воспитания, а так же должно соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность.
В зависимости от образовательных задач и целей развивающая среда должна меняться, подстраиваться под новые условия. Касается это и взросления воспитанников, у которых меняются интересы. Игры и предметы должны быть либо универсальными, либо трансформируемыми, подходящими для использования в различных видах деятельности.
Вариативность.
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, чтобы каждый ребенок мог находить занятие себе по душе.
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность.
- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Содержание развивающей среды.
Развивающая среда должна:
• обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
• побуждать детей к деятельности;
• способствовать развитию самостоятельности и творчества;
• обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Пространство нашей группы представлено в виде развивающих центров. Их оснащенность меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Примерные центры созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Центр безопасности
2. Центр сюжетно-ролевых игр
Познавательное развитие:
1. Центр патриотического воспитания
2. Центр дидактических игр
3. Центр конструктивной деятельности
4. Центр математического развития
5. Центр экспериментально - экологический
Речевое развитие:
1. Центр книги и речевого развития
Художественно-эстетическое развитие включает:
1. Центр творчества
2. Центр театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
1. Центр физического развития
Центры, их функциональное назначение
1. Центр для сюжетно-ролевых игр
• Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров.
• Разнообразные виды транспорта.
• Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности).
• Стационарная кукольная мебель.
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр.
• Наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов).
Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Дети постоянно изучают, развивают и обогащают свой игровой опыт. Учатся отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определенной последовательности, поддерживать ролевой диалог. Происходит социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.
2. Центр безопасности
• Элементарные макеты дороги, домов.
• Наборы машинок.
• Дорожные знаки.
• Настольно – печатные игры.
• Тематические альбомы с различными видами транспорта, плакаты по безопасности дома, во время пожара и т. д.
Подобранный игровой материал позволяет формировать у детей умение применять в повседневной жизни доступные правила безопасности. Центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил безопасности жизнедеятельности.
3. Центр конструктивной деятельности
• Конструкторы разного вида
• Крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек)
Подобранный игровой материал позволяет активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями.
4. Центр математического развития
• дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам, игры на счет;
• геометрические фигуры и тела;
• цифровой ряд от 0-9;
• демонстрационный материал по формированию элементарных математических представлений.
• Блоки Дьенеша
• Палочки Кюизенера
• счётные палочки
Центр позволяет активизировать познавательную деятельность детей, способствует развитию познавательных процессов.
5. Центр патриотического воспитания. В нём собраны простые и понятные сведения о Родине и ее важных ценностях.
• Флаг России
• Плакат с изображением государственного герба
• Фотография президента РФ
• дидактические игры по теме
• книги с рассказами и стихами о Родине
• символы России
Он призван с малого возраста закладывать в детях любовь к своему краю и стране, в которых они проживают.
6. Центр дидактических игр
Содержит большое количество развивающих настольных игр. Которые способствуют развитию умственных способностей. Усвоению определённых правил.
7. Центр экспериментально-экологический
• емкости для игр с водой, песком
• природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны;
• элементарные измерительные приборы, увеличительное стекло, весы.
• дидактические игры на природоведческую тематику,
• иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.
• Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);
• Альбомы «Времена года».
• Карточки «Правила поведения в лесу»
• Природный и бросовый материал
Центр предназначен для изучения природы и заботы о ней. Помогает стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем и формировать обобщенные представления об объектах и явлениях природы.
8. Центр книги и речевого развития
В этом центре размещены:
• обучающие и развлекательные книги, подходящие детям по возрасту.
• книжки-малышки;
• детские журналы;
• серии сюжетных картинок;
• дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Придумай рассказ»;
• схемы-модели для составления разных видов рассказов
• тематические альбомы;
Деятельность в этом центре направлена на формирования интереса к книге и литературному слову, потребности к чтению. А также к развитию речевой активности.
9. Центр творчества.
В распоряжении детей находятся:
• наборы карандашей, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин.
• Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр. ;
• Трафареты, лекало.
• Альбомы для раскрашивания,
• Бумага разного качества.
• Материалы для разных техник рисования.
• Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем.
Центр предназначен для развития продуктивной деятельности детей, овладения различными средствами и способами изобразительной деятельности.
10. Центр театрализованной деятельности.
• различные виды театра
• маски
• игрушки
• парики, ободки.
• ширма
Дети учатся разыгрывать различные сценки,приобщаются к театральному искусству, у них развиваются артистические и творческие способности, умение перевоплощаться.
11. Центр развития движений.
Содержит физкультурное оборудование:
• скакалки,
• мячи большие и теннисные мячи,
• набивные мешочки с песком для метания,
• ленточки,
• кубики,
• кегли,
• обручи,
• шапочки для подвижных игр.
Центр предназначен дляразвития интереса к физической культуре, обогащения двигательного опыта.
Работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Наша предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.
Таким образом, правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество.