Валентина Батяева
Организация предметно-развивающей среды в системе экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в системе экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа (педагогическая идея, которой руководствуется дошкольное учреждение.
Авторы различных педагогических систем прошлого по - разному рассматривали роль среды в воспитании маленьких детей.
Характерной чертой современной методики экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
Вряд ли целесообразно предъявлять жёсткие единые требования к построению развивающей среды в ДОУ, поскольку различаются образовательные программы (педагогические идеи, условия педагогического процесса, особенности природного окружения.
Вместе с тем, можно выделить общие положения, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников.
Развивающая предметная среда экологического образования детей дошкольного возраста должна отвечать принципам интеграции, обогащённости, наукоёмкости, полифункциональности, требованиям эстетики и современного дизайна, соответствия возрасту детей и критериям функционального комфорта. Она должна содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие содержательной экологически ориентированной деятельности детей.
Такая среда предполагает вариативность, что обеспечивается как на содержательно – педагогическом, так и на проектно – оформительном уровнях. Опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия предполагает учё т следующих принципов:
- уважения к потребностям и нуждам ребёнка;
- уважения к мнению ребёнка;
- уважения к труду ребёнка и его результатам;
- комфортности и эмоциональности.
Развивающая предметная среда гуманитарно- экологического образования включает ряд базовых и традиционных компонентов необходимых для комплексного решения задач воспитания основ экологической культуры, соответствующим задачам воспитания. Это обогащённые эстетически и познавательно привлекательные уголки природы, зимние сады, экологические классы, различные центры активности на участке ДОУ, обеспечивающие возможность содержательной трудовой, игровой, поисковой, художественно – творческой деятельности детей, организации интереснейших наблюдений экологической направленности, моделирования и т. д.
Экологизация развивающей предметной среды в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации разных компонентов содержания программы познавательного, нравственно – ценностного, деятельностного и др.
Традиционные уголки природы преобразуются в своеобразные экологические центры групповых помещениях, где наряду с живыми объектами размещаются и другие компоненты: мини – лаборатория, разнообразные экологические макеты, элементы музея, художественные средства и т. п. Главная особенность такого центра – непосредственная близость его объектов к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями животными, общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум. При подборе растений необходимо учитывать следующие аспекты: географический – желательно иметь в уголке представителей разных континетов, географических зон; экологический – представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые и т. д., растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы, размещение растений в природном уголке зависит именно от этих особенностей; систематический – представлены растения различных систематических групп (папоротники, хвойные, цветковые).
При подборе видового состава животных можно учитывать аналогичные аспекты: желательно иметь в уголке представителей разных континетов, различных сред и условий местообитания (водные, летающие и др., разных систематических групп (насекомые, рыбыЮ земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). Главное – обеспечить живым объектам благоприятные условия, соответствующие их потребностям.
Экологическая комната (комната природы) – это специально выделенное помещение для проверки занятий по экологии, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В этой комнате могут находиться библиотека, коллекции, зоны обучения и релаксации, лаборатория, игровое пространство др.
Зимний сад и огород – это островки живой природы, где созданы условия для развития у детей основ экологической культуры, воспитание любви к живому, формирования сознания того, что человек – часть природы. Организуются в отдельном помещении или в групповой комнате (уголок природы, экологический центр).
Лаборатория – создаётся для развития детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребёнку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную.
«Комната космоса» или «мини – планетарий» моделирует солнечную систему, звёздное небо, возможны макеты «лунной» и «марсианской» поверхностей и др. Здесь уместны песочницы и бассейн для игр – экспериментов с водой, простые приборы, например, теплурий, модель – макет телескопа, модели космических аппаратов (ракета, спутник, корабль).
Создание развивающей среды на участке ДОУ.
Участок детского сада (двор - парк) оборудуется в соответствии с концепцией развивающей предметной среды и обеспечивает содержательную, экологически ориентированную деятельность детей. Здесь уместны как традиционные так и нетрадиционные объекты, центры, тематические и видовые площадки различных многофункциональных направлений:
• игровые центры, площадки, навесы, беседки, павильоны, дворики;
• спортивно – игровое пространство;
• плескательный бассейн;
• метеорологическая площадка;
• сад, огород, цветники, теплица;
• озеленение:
а) парковые ландшафтные композиции;
б) участок нетронутой природы;
в) уголок леса, лесная поляна, другие природные сообщества;
г) сад редких растений, дендрарий;
д) сад хвойных растений,
е) газоны (английский – зелёный, мавританский – разнотравно – цветочный);
ж) альпийская и мексиканская горки (рокарии);
з) розарий;
и) цветочные часы;
к) аптекарский или фитогород;
• водоём для содержания водных растений и животных;
• участок для привлечения птиц с разнообразными кормовыми деревьями и густыми зарослями кустарника, ярко цветущими растениями для привлечения насекомых и дополнительным оборудованием (птичий столб, поилки, кормушки, гнездовья и др.);
• мини ферма или голубятня;
• экологическая тропинка;
• малые формы парковой скульптуры из природного материала и др.