Наталья Шибалина
Организация поисково-познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «В лаборатории снега и снежинок»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация поисково-познавательной деятельности в подготовительной к школе группе
]Организация поисково - познавательной деятельности в подготовительной к школе группе:
«В лаборатории снега и снежинок»
Программное содержание:
Развивающие задачи: развивать познавательную активность ребенка, навыки исследовательской деятельности, внимания, логического мышления, воображения, любознательности; умение читать схемы.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Снежинка
- Снежинки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Образовательные задачи: продолжать осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Закреплять знания об природных особенностях Крайнего Севера. Закреплять знания о свойствах воды и магнита.
Воспитательные задачи: воспитывать целеустремленность настойчивость в поиске решения возникших проблем; воспитывать доброжелательное отношение во взаимодействии с сверстниками в ходе решения игровых проблемных задач, воспитывать аккуратность при проведении экспериментов.
Оборудование: подносы для раздаточного материала, клеёнка, стаканчики по 1 на 2 ребенка, кусочки пленки, бумажные снежинки - по две на ребенка, фломастеры, пулевизатр, магнитный конструктор, магнитные удочки, тазы с водой, ткань для просушки конструктора.
Техническое оснащение: проектор, ноутбук (видео - картинки с Крайнего Севера; шум ветра, скрип снега; ; схемы- картинки со свойствами воды, магнита)
Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
- Здравствуйте!
А теперь давайте встанем в круг, чтобы нам удобнее было друг друга видеть.
- Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
_ Мы сегодня поиграем? (поиграем)
- Мы сегодня почитаем? (почитаем)
_ Экспериментировать мы будем? (Будем)
_ Пошутить мы не забудем (не забудем)
- И дружить мы крепче будем (будем)
Вот сколько интересных дел у нас сегодня.
Ребята, у меня есть знакомый путешественник, который совершает кругосветные путешествия. И из одного своего путешествия он прислал мне фотографии. Давайте посмотрим эти фотографии вместе (дети смотрят фотографии на проекторе: олени, северное сияние, овцебык, гагара, собаки лайки, белый медведь) Как вы думаете, где был путешественник (на севере) Почему? Правильно, это фотографии с Крайнего Севера.
А ещё мне знакомый путешественник рассказал, что на севере много лабораторий. Вы знаете, что это такое? (работают ученые, ставят опыты, эксперименты) Ребята, я хочу пригласить вас в одну такую волшебную лабораторию севера, и попробовать побывать учеными этой лаборатории. Давайте закроем глаза и представим, что отправляемся в путь. (слышится шум ветра, метели - открывается занавес с лабораторией, лаборатория украшена разными снежинками)
- Как вы думаете, что изучают в этой лаборатории? (варианты детей - лаборатории «Снега и снежинок»)
-Чего на Севере больше всего? (снега) Снег, какого цвета? (белого)
А как вы думаете, почему снег белый? (варианты детей) Не хотели бы выяснить, почему снежинка и снег белого цвета, провести эксперимент Согласны?
Важное дело эксперимент
В нём интересен нам каждый момент!
(дети проходят, садятся за стол)
-Что такое снежинка? (замороженная вода)
А какие свойства воды вы знаете: (нет формы, без вкуса, без цвета - прозрачная, без запаха, растворитель, превращается в лед и пар… - дети называют свойства воды по схемам – карточкам)
- Сейчас я вам расскажу один секрет:
Оказывается, высоко в небе, пар замерзает и превращается в прозрачные кристаллики льда. Когда эти прозрачные кристаллики соединяются друг с другом, получается белая снежинка.
- Посмотрите, у нас на столах есть кусочки плёнки, какого они цвета? (бесцветные, прозрачные) эти кусочки как маленькие прозрачные кристаллики в небе.
А теперь представим, что эти кристаллики в небе соединяются вместе? Опустите, в прозрачные стаканчики кусочки прозрачной плёнки (дети складывают в стаканчики кусочки плёнки - Какой цвет получился?
-Так почему снег белый? (Вывод: снег состоит из множества кристалликов, когда кристаллики соединяются, получается белый цвет) 2-3 ребенка спросить
Ребята, мы с вами как настоящие ученые, сделали маленькое научное открытие.
Включается запись скрипа снега под ногами.
Ребята, послушайте, что это за звуки? (кто-то идет). Как вы догадались, что кто- то идёт вы же никого не видите? (Мы слышим, как скрипит снег под ногами)
- Почему снег скрипит? (предположения детей)
Я вам предлагаю провести эксперимент, чтобы выяснить, почему снег скрипит?
Важное дело эксперимент
В нём интересен нам каждый момент!
- Из чего состоит снег? (из снежинок). Послушайте, что будет, если сломать лучик у снежинки? (воспитатель рвёт лучик у бумажной снежинки) Вы слышали звук? А теперь попробуйте вы. (дети рвут лучики у снежинок на столах)
Что вы слышали? Почему снег скрипит, когда мы на него наступаем?
(Вывод: снег скрипит т. к. ломаются лучики у снежинок)
- Мы с вами ломали сухую снежинку, но бывает на улице начинается оттепель и снег становится мокрым и влажным? Как вы думаете, будет ли во оттепель скрипеть мокрый снег? (варианты детей)
-Давайте сделаем нашу снежинку влажной. (воспитатель брызгает на снежинки из пулевизатора) А теперь оторвите у нее лучики. (приглашает к себе несколько детей) Что слышите? Какой мы можем сделать вывод? (Вывод: мокрый снег не скрипит, сухой снег скрипит)
Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лаборатории бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встанем в круг.
"Снежинки"(под музыкальное сопровождение)
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Легкие пушинки. (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
(проходят за столы)
- Ребята, бывают ли одинаковые снежинки? (варианты детей) Посмотрите, художник лаборатории придумали снежинки и их нарисовали. Посмотрите внимательно, в чем ошибся художник? Если кто-то найдёт у себя две одинаковые снежинки, зачеркните одну из них.
Ребята, одинаковых снежинок не бывает, и художник ошибся, когда нарисовал две одинаковые снежинки.
-Вы хотели бы придумать свои снежинки?
- Я для вас подготовила магнитный конструктор, потому что из него интереснее всего создавать новые модели снежинок, но так случилось, что железные детали конструктора у меня упал в воду и заморозились, теперь наверно у нас ничего не получится? Или можно что- то сделать? (варианты детей; подвести к тому, что быстрее всего в тёплой воде) Давайте попробуем опустить его в воду. (воспитатель опускает кубики льда в тазы с тёплой водой)Пока лёд с деталями конструктора размораживается, давайте вспомним свойства магнита. (дети перечисляют свойства магнита по схемам- картинкам): магнит притягивает предметы содержащие железо; магнит притягивает предметы через препятствия; у магнита два полюса: одноименными отталкиваются, разными – притягиваются;
Железные детали конструктора разморозились. Его надо достать из воды, только руки нам мочить нельзя, лёд разморозился, и вода стала холодной, мы можем заболеть.
Как можно достать, не замочив рук, использую свойства магнита? (варианты детей, подвести к ловле магнитной удочкой: У нас в лаборатории есть) Доставать детали конструктора мы будем удочкой с магнитом, и выкладывать на ткань. Какое свойство магнита мы использовали? (магнит притягивает железные предметы, действует через препятствия- воду)
- Теперь, когда весь конструктор в полном составе, я предлагаю вам придумать и сделать свои снежинки из конструктора (дети проходят за столы и придумывают свои снежинки - работа в парах)
- Какие у вас получились интересные (узорчатые, резные, нежные, строгие) снежинки, все разные! (дети смотрят снежинки друг друга)Я предлагаю оставить эти снежинки в лаборатории для дальнейшего их изучения учёными- исследователями.
- На Крайнем Севере скоро наступит полярная ночь, а она там длится полгода, нам с вами надо вернуться скорее назад (дети закрывают глаза, звучит музыка – шум ветра, занавес с лабораторией закрывается).
- Понравилось вам наше приключение? Присядет на коврик и давайте вспомним, где мы были, что делали и что узнали. (дети с опорой на схему рассказывают)
- Мне очень интересно было с вами путешествовать и экспериментировать.
В следующий раз я вам расскажу про самый большой магнит, и мы с вами проведем новые опыты и эксперименты.