Оксана Муковникова
Организация окружающей среды для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В сентябре 2016 года вступили в силу новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОСы) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они составлены с учётом особых образовательных потребностей детей с различными нарушениями.
После принятия новых стандартов и программ встал вопрос об учебно-методических материалах. Специалисты Центра лечебной педагогики Псковской области совместно с коллегами Псковского государственного университета по заданию Минобрнауки России разработали учебно-методический комплекс (УМК) с целью оказания помощи педагогам и родителям в разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
Публикация «Организация окружающей среды для детей с ОВЗ» размещена в разделах
Согласно рекомендациям УМК первым блоком специальной индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ должна быть программа формирования базовых учебных действий, которая предполагает создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками.
Специалистам детского учреждения, среди воспитанников которого имеются дети с ОВЗ, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка, при которых он бы чувствовал себя спокойно, перемещался бы в новой среде без проявлений дискомфорта, принимал бы контакт инициированный взрослыми или сверстниками, свободно ориентировался бы в образовательной среде. Для успешной адаптации и социализации ребенку в данной среде все должно быть предельно понятно, знакомо и предсказуемо. Иначе сюрпризы и неожиданные ситуации могут привести к истерикам, протестам и агрессивному поведению.
Дети с ОВЗ лучше воспринимают задания визуально, чем на слух. В связи с этим в рамках программы ТЕАССН (Самый распространенный в мире подход к коррекции аутизма. Эту программу разрабатывали с 1966 года в университете штата Северная Каролина под руководством Е. Shopler.) специально развивают зрительное восприятие. Через систему расписаний визуализируют понимание времени и смену активностей. При необходимости используют визуальные формы коммуникации (картинки, карточки). Структуирование пространства подразумевает четкую связь определенного его участка с той или иной активностью, что также закрепляется в расписании.
Чтобы ребенок легко ориентировался в учебной среде, организуют пространство, в котором он находится. У каждого есть свое рабочее место, индивидуальный шкаф для хранения личных вещей (на них помещена фотография ребенка и его имя). Коробки с наборами индивидуальных заданий подписаны именем ребенка и обозначены его фотографией. Спальня, туалет, игровые комнаты также обозначены соответствующими фотографиями. На двери в кабинет для индивидуальных занятий помещены фотографии педагогов. Все картинки, фотографии расположены на уровне глаз ребенка.
Планирование учебного дня (занятия) помогает ребенку понять, что будет происходить в течение дня (занятия, и, когда надо переходить от одного вида деятельности к другому. Для этого используются так называемые «расписания» - наглядные схемы дня или отдельного занятия. В зависимости от доступного ребенку уровня понимания на начальном этапе педагогами используются расписания в виде предметов или изображений (фотографий, рисунков, пиктограмм).
Для того чтобы составить подходящее для ребенка расписание, необходимо:
1) выбрать понятный и доступный для ребенка способ обозначения этапов дня или занятия (если ребенок не может подобрать предмет к фотографии, изображающей этот предмет, то фотографии и рисунки использовать рано);
2) найти место, где будет располагаться расписание (например, специальная доска, шкаф возле рабочего места) ;
3) подобрать предметы (фотографии, рисунки, которые будут обозначать каждый этап учебного дня (занятия) : например, переодевание, мытье рук, общее приветствие, групповое занятие, перемену, индивидуальное занятие и т. п.
4) разместить выбранные предметы (картинки) в удобном для ребенка расписании.
Спланировав расписание учебного дня (занятия) с нашей помощью или помощью родителей, ребенок учится следовать данному расписанию. Он выполняет задания (действия, переставляет указатель (стрелку) на предмет или графическое изображение следующего задания, либо снимает изображение с выполненным заданием, либо переворачивает страницу в зависимости от того, какую форму расписания мы с родителями выбрали индивидуально для ребенка.
Пиктограммы являются незаменимыми помощниками для «неговорящих» детей. С их помощью дети могут сообщить о своих потребностях («Хочу есть», «Хочу послушать музыку», «Хочу играть»).
Пиктограммы помогают ребёнку соблюдать последовательность действий, например, в процессе одевания, раздевания, мытья рук.
В процессе освоения и накопления пиктограмм знакомые ребенку изображения сводятся в коммуникативные таблицы. Количество используемых символов увеличивается по мере усвоения ребёнком их значения. Введение каждого следующего символа происходит только после того, как мы удостоверились, что предыдущий хорошо усвоен. Их круг расширяется от символов, обозначающих жизненно важные понятия («пить», «есть», «туалет», «больно», к символам обозначающим состояния, явления и др., входящие в круг интересов ребёнка.
Тематические таблицы педагоги изготавливают с родителями для дальнейшего обучения детей пользоваться пиктограммами в ходе общения в различных ситуациях (занятия, приём пищи, свободное время и др.) в учреждении и дома.
Чтобы научить ребенка выполнять расписание при постепенном уменьшении контроля, требуются терпение и время. Но только так ребенок научится быть более самостоятельным и продуктивным, будет проводить меньше времени, предаваясь неадекватным занятиям и демонстрируя проблемное поведение. Мы и многие родители уже убедились в том, что силы и время, вложенные в обучение навыкам следования расписаниям, тратятся не напрасно.